Как узнать реальный пробег автомобиля: полезные советы от экспертов

Покупка подержанного автомобиля – это лотерея. То, что 80% владельцев «скручивают» пробег, является не просто давно установленным фактом, а аксиомой, не подлежащей обсуждению. Поэтому те, кто мало-мальски разбираются в автомобилях, обращают внимание на цифры на одометре чуть ли не в последнюю очередь, предпочитая судить о состоянии автомобиля по другим признакам – косвенным, но более «честным». Даже если на машине стоит электронный счетчик – для настоящих умельцев это не составляет проблемы, потому что за скромную сумму в некоторых автосервисах вам легко установят на одометр нужную величину с помощью специальных приборов типа Mileage Master и подобных. А для тех, кто не верит в явно нереальные 40-50 тыс. км пробега для десятилетнего автомобиля, в ход идут сказки про жену, выезжающую только по выходным на шопинг, сына/отца/дядю – моряка дальнего плавания или дальнобойщика и так далее.  В нашей статье мы разберем реальные способы определить, как долго эксплуатировался автомобиль.  

Секретные места

 На самом деле, во многих автомобилях с современным бортовым компьютером смотать пробег не так просто – информация не только выводится на одометр, но также дублируется в бортовом журнале. Если точнее, то любая проблема с каким-то узлом или агрегатом тут же записывается в бортовой журнал, с фиксацией даты, времени и нужного нам пробега. Поэтому если хорошо покопаться, то можно обнаружить, что на практически новенькой Audi 2010 года с пробегом «всего» 76 000 км, была обнаружен низкий уровень тормозной жидкости. Вроде бы не критично, вот только это было 25.01.2017 года на 137965 км. Как необычно, правда?

Поэтому все автомобили условно разделяются на три группы:

  1. 1. Автомобили выпуска до 2000 года (плюс-минус пару лет для определенной модели), а также отечественные автомобили. Электроника там простейшая, поэтому получить точную информацию и бортовой журнал просто нельзя, поэтому придется ориентироваться исключительно на косвенные признаки. 
  2. 2. Автомобили выпуска после 2000 года, с современными бортовыми системами. В 90% можно получить полный чек-лист неисправностей, так как пробег дублируется по целому ряду узлов. 
  3. 3. Автомобили премиум-класса. Тут двоякая ситуация. Действительно, в таких машинах данные дублируются несколько раз, но для того, чтобы получить чек-лист, необходим профильный сканер. С другой стороны, именно на таких моделях чаще всего пробег не просто скручивается на одометре, а как раз детально подчищается по всем возможным отметкам. Поэтому подобные автомобили лучше рассматривать для покупки только в том случае, если есть сервисная книжка официального дилера – тогда вы можете официально получить чек-лист в сервисе. 

Узнаем реальный возраст автомобиля  

 Специалисты знают, что некоторые узлы могут подсказать вам реальный пробег или как минимум будут доказательством, соответствуют ли ему цифры на одометре. 

  • — Тормозные диски. В среднем, ресурс тормозных дисков составляет 100-120 тыс. км. Обратите внимание на выработку – она должна примерно соответствовать пробегу, потому что диски – запчасть дорогостоящая и вряд ли их будут для этого менять.
  • — Лобовое стекло. Обычно смотрят на царапины и сколы, но это на самом деле говорит не о возрасте, а о качестве дорог. А вот если пробег вызывает подозрения, а стекло как новенькое – присмотритесь к маркировке в нижней части стекла. Обычно там пишут год выпуска, правда, только одной цифрой, но вы разберетесь, что это например не 2003, а 2013 год. 
  • — Салон. Вот где вам откроется полная картина. Обивка сидений и карт дверей, подлокотники, кнопки, чехол рулевого колеса – все это царапается, вытирается, вымазывается и так далее. Даже несмотря на то, что эти мелочи легко меняются, вряд ли можно поменять все – это будет слишком дорого, поэтому внимательно осматривайте салон, не стесняясь заглядывать во все уголки.
  • — Педали. Вытираются в первую очередь, примерно через 50-80 тыс. км. Но если продавец опытный, то он сразу же установит на них накладки.
  • — Фары и ремни безопасности. На них следует обратить внимание, если недоверие вызывает как пробег, так и год выпуска автомобиля. На корпусе фар и в нижней части ремня (на 90% автомобилей) наносится маркировка с годом выпуска. И если замену фары можно объяснить (но замену обеих – вряд ли), то ремни никто не меняет. 
  • — Брелок центрального замка или противоугонной системы. Меняется он очень просто и стоит недорого. Но если на относительно «молодой» машине у владельца брелок, который на вид прошел огонь, воду и медные трубы – стоит задуматься. 
  • — Геометрия кузова, в особенности дверей. Любая дверь будет со временем провисать, особенно водительская – она открывается чаще всего. Если такой дефект есть, то у автомобиля должен быть приличный пробег, более 100 тыс. км. 
  • — Ремень ГРМ. Не у всех моделей, но у многих можно визуально осмотреть состояние ремня. Как правило, он меняется каждые 100 тыс. км и производить замену перед продажей будут вряд ли, так как необходимо также заменить и ролики. Новый ремень при пробеге в 90 тыс. км или старый при 130-140 тыс. км обязательно подскажет вам, что есть несовпадения между реальным пробегом и тем, что указывается на одометре. 

 Некоторые специалисты также указывают на такие признаки, как состояние покрышек, растянутость ремня безопасности, глушитель и некоторые другие. Но они уж слишком «косвенные» — те же новые покрышки легко объясняются состоянием дорог, а ремень безопасности в отличном состоянии свидетельствует о том, что водитель просто не пристегивается и  использует простую заглушку.  Лучше всего конечно покупать автомобиль у первого владельца. В этом случае у него можно попросить сервисную книжку – добросовестные владельцы в 90% случаев хранят их, пока машина находится на гарантии. По отметкам сервиса о прохождение ТО и замене каких-то деталей можно прикинуть, сколько за год проезжал владелец и высчитать среднее арифметическое. Величина будет примерная, но это хоть что-то. Особенно это касается машин возрастом до 4-5 лет – первые три года или 100 тыс. км они в любом случае находятся на гарантии в сервисе и вряд ли владелец будет от нее отказываться, обслуживаясь в другом СТО или гараже дяди Васи – все опасаются выхода из строя гарантийной детали. Поэтому обслуживание будет производиться только у дилера, со всеми соответствующими записями в книжке. Если же в книжке стоят печати не официального дилера, а какого-то ООО «Рога и копыта» — 99% того, что это просто подделка для замыливания глаз.