Чек-лист: что проверить ДО покупки авто, чтобы не платить дважды

Большинство людей, желающих купить автомобиль, часто сталкиваются с проблемой выбора, ведь покупаете вы подержанный товар с неизвестной историей и возможными скрытыми недостатками. Именно поэтому, чтобы не купить «кота в мешке», рекомендуется ознакомиться с четким алгоритмом действий, которые нужно учитывать, придя на просмотр автомобиля. Инструкция подойдет как совсем не опытным пользователям, так и людям с небольшими навыками в сфере автомобилей. Чек-лист для самостоятельной дигностики автомобиля — советы опытного автоэксперта.

Перед поездкой возьмите с собой следующее оборудование: 

  • ➤Простенький магнит, который заверните в ткань (нужен для определения шпатлевки); 
  • ➤Небольшое зеркало; 
  • ➤Несколько ключей; 
  • ➤Фонарик для просмотра труднодоступных мест; 
  • ➤Свечной ключ; 
  • ➤Компрессометр для измерения состояния двигателя; 
  • ➤Тряпки; 

Проверка выполняется в несколько этапов, и учитывая что автомобиль это довольно большой транспорт, то следует начинать с основных элементов. Но в любом случае первым делом осматриваем документы. 

1. Документы на авто

Техпаспорт автомобиля это основной документ, поэтому, сначала осматриваем его. Здесь можно увидеть дату регистрации и год выпуска автомобиля, удостовериться в годе выпуска можно путем проверки информации с VIN-кода. Данные в техническом паспорте также сверяем с номерами кузова и двигателя, которые находим на автомобиле. Номер кузова располагается либо под капотом, либо под передним сиденьем.  

В некоторых автомобилях имеется сервисная книжка, в которой указывается количество и периодичность ремонта и обслуживания. Не поленитесь и попросите у владельца такой документ.  

2. Проверка кузова 

Покупать автомобиль с плохим кузовом это большая ошибка. Мало того что выглядеть это будет некрасиво, также гнилой или поврежденный кузов может снизить безопасность при движении. Владелец должен показывать чистый автомобиль. Первым делом осматриваем правую часть борта, аналогично смотрим наличие вмятин или ударов на левом борту спереди. Став около багажника можно осмотреть состояние крыши и других частей кузова. Не забывайте про проверку багажника. Визуальный осмотр состояния краски может намекнуть на наличие крашеных мест или нанесенной шпатлевки. Для этого воспользуйтесь магнитом, если в подозрительных местах он не срабатывает, то скорее всего здесь наносили шпатлевку.  

Также в обязательном порядке осматриваем следующие детали: 

  1. ➤Наличие стыков. Если автомобиль битый, то увидеть это можно по стыкам в определенных местах. Они зачастую видны в передней части авто, поэтому смотрите на стыки около крыльев, лобового стекла, бампера и других деталях. Если капот, багажник или двери заметно выглядывают, то скорее всего автомобиль имел аварийное прошлое. 
  2. ➤Наличие коррозии. Большинство автомобилей с возрастом имеют коррозию, ведь металл имеет свойство повреждаться с годами. Но у разных авто есть разные места, где больше всего возникает ржавчина. Обязательно осматривайте такие места как арки задних колес, рамка около лобового стекла, пороги, стойки, крышка багажника. Лучше не поленитесь и отправьте автомобиль на подъемник, где лучше будут виден кузов снизу. Также не стесняйтесь трогать подозрительные места, возможно так находиться хорошо замаскированная коррозия. 
  3. ➤Двери. Нормальная не поврежденная дверь должна удобно закрываться и не создавать дискомфорта. 
  4. ➤Проверка расположения двигателя. Первым делом откройте капот, если автомобиль не был бит, то двигатель на нем должен располагаться без наклона. Далее осматриваем крепление передних крыльев, если они менялись, будет заметны слизанные грани болтов.  
  5. ➤Наличие подкрасов. Определить были ли закрашены некоторые места можно несколькими способами. Например, краска задела пластиковые или другие детали авто. Также нехитрый способ — отверните немного резинового уплотнителя и сравните краску под ним с основной краской. Заметные отличия подтвердят факт перекраски кузова.  
  6. ➤Геометрия кузова. Для многих владельцев важно получить максимально рабочий автомобиль, где не нарушена геометрия кузова. Если вы один из них, то вам придется отвезти проверяемое авто на специальный стенд, где выполняют нужные проверки. В случае обнаружения неправильной геометрии автомобиль лучше не покупать, ведь в дальнейшем это создаст вам ряд проблем. 

3. Проверка салона 

Сидеть в чистом и ухоженном автомобиле намного приятнее, поэтому проверяйте состояние салона. В частности проверяем следующее: 

  • ➤Печка и кондиционер стабильно работают;  
  • ➤Руль без потертостей и достаточно удобно держится; 
  • ➤Сиденья, карты дверей и прочая обивка не должна иметь повреждений. Если салон немного грязный, то это легко исправляется чистящими средствами. 
  • ➤Должны присутствовать коврики, поверхность должна быть сухой и удовлетворительно чистой. 
  • ➤Проверяем работоспособность остальных функций; 
  • ➤Работать обязательно должны стеклоподъемники, дворники и кнопки поворотов. 

4. Осмотр подвески и ходовой части

С учетом состояния дорог даже хорошие автомобили быстро изнашиваются и, поэтому, осмотр подвески будет обязательной процедурой. Проверяем следующее: 

  • ➤Колесные диски ровные, без вмятин и трещин. Резина с нормальным протектором. 
  • ➤Амортизаторы работают исправно, не текут и имеют рабочие пыльники. 
  • ➤Амортизаторы проверить проще всего, достаточно надавить на одну часть автомобиля и посмотреть сколько раз кузов опуститься и поднимется. Если опуститься два раза, то это говорит об износе детали. 
  • ➤Обязательно проверяем шарниры полуосей и аналогичную деталь рулевой рейки.  

5. Внешний осмотр двигателя 

Открыв капот, следует хорошо ознакомиться с визуальным состоянием двигателя и коробки. Но чистота двигателя это и хорошо и плохо. Если силовой агрегат очень чистый, нет подтеков масла и прочих жидкостей, скорее всего это говорит о возможной подготовке и скрытии проблемных зон. Обязательно хорошо проверяем следующее: 

  • ➤Если масло только залили, то возможно этим пытались скрыть недостающую компрессию, также жидкость будет слишком густой. 
  • ➤Тщательно проверяем шланги и патрубки, они не должны иметь трещин. 
  • ➤С двигателя и коробки не должно выходить масло, даже в небольших количествах. 
  • ➤Система охлаждения должна быть полностью исправной, радиатор не должен подтекать, шланги должны быть эластичными. Также проверьте охлаждающую жидкость в специальном бачке, если там присутствует ржавчина или масло смешано с антифризом, скорее всего двигатель перегревали, либо была пробита прокладка головки.  

6. Проверка авто на включенном зажигании 

Первым делом осматриваем приборную панель на работоспособность всех индикаторов, спидометра, тахометра и т. д. Предварительно лучше ознакомиться с функционалом модели осматриваемого автомобиля, чтобы уже при осмотре владелец не попытался ввести вас в заблуждение. 

Проверьте основные индикаторы, в частности давления масла. Проверяется на включенном зажигании, где также будут видны лампочки заряда батареи, стояночного тормоза. При малом износе мотора данный индикатор не должен срабатывать, но если поломка определилась — отказывайтесь от покупки. 

7. Проверка работы двигателя 

Теперь мы перешли к одному из важнейших этапов проверки — работоспособность двигателя. Проверяем следующие нюансы: 

  • ➤Запустите двигатель и сразу откройте специальный бачок с охлаждающей жидкостью. Если появятся пузыри, однозначно нужно менять прокладку ГБЦ. Без ремонта такой автомобиль эксплуатировать нельзя. 
  • ➤Далее можно проверять состояние колец на поршне, для чего открываем горловину для заливки масла. Если будут заметны газы, состояние колец, скорее всего, плачевное. 
  • ➤На работающем двигателе охлаждающая жидкость не должна вытекать. 
  • ➤При холостом ходу обороты авто должны быть стабильными. 
  • ➤Хорошо послушайте мотор и определите, есть ли посторонние звуки, подобные на скрежет об металл. 
  • ➤Работающая выхлопная система проверяется следующим образом: если закрыть тряпкой трубу, мотор заглохнет. 
  • ➤Попросив товарища можно проверить износ поршневых колец. Плохое их состояние будет заметно в том случае, когда вы нажмете на газ, помощник подведет руку к выхлопной трубе и появятся брызги масла.  
  • ➤Далее очень важно проверить компрессию в двигателе, для чего потребуется ранее взятый компрессометр. Двигатель должен быть в прогретом состоянии. Извлеките свечи и проведите замеры — оптимальная для бензиновых моторов компрессия 10 МПа, для дизелей 20 МПа. Точные показатели узнавайте в характеристиках модели.   
  • ➤Проверяем температуру двигателя, работу датчика. 

8. Проверка авто при движении 

  • ➤Первым делом проверка коробки передач, должна переключаться плавно и уверенно. При наличии скрежета возможен износ шестерен, синхронизаторов или редуктора.   
  • ➤Сцепление должно уверенно срабатывать и не показывать звука от выжимного подшипника.  
  • ➤Далее проверяем рулевое управление, если бросить руль при ровном положении колес, исправный автомобиль должен самостоятельно не сворачивать.  
  • ➤При движении и езде по ямам не должны появляться стуки и скрежет. В противном случае придется менять шарниры, амортизаторы, втулки и прочие детали подвески. 
  • ➤При повороте авто не должно издавать звуки, звук хруста говорит о плохом состоянии шруса. 
  • ➤Проверяем работоспособность ручника, особенно под уклоном. 
  • ➤Педаль газа должна хорошо отзываться и не проваливаться. 
  • ➤Проверьте, насколько вибрирует руль при движении, это покажет состояние колес, и износ ходовой части. 
  • ➤Оценить реальную мощность двигателя можно только в движении и замере разгона до 100 км/час. Сверяем показатели с характеристик и реальные данные, это покажет, в каком состоянии двигатель и есть ли у него достаточная мощность.