«Трюк необходимо почувствовать»: велоэкстремалы о будущем своего спорта

Экстремальный велоспорт получает официальное признание. На Олимпиаде 2020 года дебютирует BMX-фристайл, следом включить в программу Игр должны форкросс и даунхилл. Мы встретились с лучшими российскими представителями этих дисциплин Константином Андреевым (BMX-фристайл) и Иваном Кунаевым (форкросс, даунхилл, эндуро).
Вам бывает страшно?

К.А. Мне очень трудно давалось сальто вперед: не потому, что этот трюк такой уж сложный, а потому, что он очень для меня страшный. Бывает, что на старте тоже накатывает страх. Тогда я просто стараюсь убрать все отвлекающие мысли и сконцентрироваться именно на своем заезде, жду момента, когда буду уверен, что вот сейчас возьму и сделаю трюк с первого раза. Каждый трюк необходимо почувствовать и представить — 95% успеха в этом. Тогда во время самого заезда в голове будет только одна мысль: как же я это все люблю.

И.К. Мне помогает глубокое дыхание и мысленное прокручивание в голове трассы. Главное — не вспоминать падения. Если ты смоделируешь в голове падение, оно тут же произойдет. Во время гонки же лучше вообще ни о чем не думать.

Сколько живет ваш велосипед?

К.А. В принципе, велосипед может прожить и несколько лет, если за ним следить и хорошо с ним обращаться. Некоторые спортсмены на соревнованиях в порыве гнева швыряют велосипеды. Честно, я этого не понимаю. Я очень доволен тем байком, который собрал и на котором катаюсь. Пожалуй, он действительно лучший из всех, что у меня были, хотя за то время, что я в этом спорте, велосипеды почти не изменились. Разве что все запчасти легче стали и больше по размеру.

И.К. Первое время стабильно раз в два-три года ломал раму, но с тех пор как у меня появился спонсор, я меняю велосипеды до того, как металл успевает устать, — максимум езжу на одном два сезона. Кстати, на свой первый маунтинбайк копил год: я еще учился в школе и по выходным вставал в 4 утра, чтобы поработать на рынке, где мне платили 200 рублей в день. Прослужил он мне три года, а его сломанная рама потом долго висела на стене у меня в общежитии в РУДН, там я ее и оставил на память своим соседям из Кении. Сейчас мне нужно три-четыре велосипеда — под каждую дисциплину свой.

Олимпиада — это главная мечта?

К.А. Когда прошлым летом в Лозанне объявили о включении BMX-фристайла в программу Игр в Токио, я понял, что моя детская мечта сбылась на 1000%. Но тут же появилась новая – выиграть Олимпиаду.

И.К. В России, пока вид спорта не станет олимпийским, он никому не нужен. Я уже пять лет в сборной страны, и ни разу мне никто не оплатил ни одной поездки. Сейчас у нашего спорта статус кандидата на включение в олимпийскую программу, так что перспективы неплохие. Видео с соревнований на YouTube набирают по 100 миллионов просмотров меньше чем за месяц. Олимпийский комитет все это знает и хочет получить такую зрелищную дисциплину. Проблема в том, что для соревнований нужны горы, а летние Игры редко привязаны к горам…

В вашем виде можно стать звездой, занимаясь только спортом?

К.А. Для этого очень важно еще научиться снимать хорошее видео, причем желательно не такое, как у всех. То есть кроме спортивных талантов нужна креативность и качественный продакшен. iPhone и экшен-камера Sony FDR3000R — это мои лучшие друзья.

И.К. Сейчас главное — медийность, умение работать с аудиторией в соцсетях, поэтому я научился снимать и монтировать видео, нанимаю фотографов — инвестирую в себя как в свой собственный проект. В итоге у меня только на YouTube ролики набирают по 600 тысяч просмотров. Но, конечно, гонщиком при этом надо тоже быть хорошим, потому что спонсоры хотят видеть свои логотипы ближе к пьедесталу, а еще лучше — на нем.
Как вы тренируетесь?

К.А. Тренируюсь я ежедневно, кроме воскресенья. Каждый день начинаю с часовой пробежки, а потом днем пять часов уделяю чисто BMX, после чего у меня еще час кардио в зале.

И.К. В сезон я тренируюсь так: езжу на работу на велосипеде (это 12 км в одну сторону), по дороге тренирую ускорения, прыжки, развороты, езду на одном колесе. Вечером приезжаю домой, переодеваюсь, забираю велосипед для даунхилла и еду на «Нагорную», где есть горнолыжные склоны и подъемники. Вне сезона мои тренировки более разнообразны: тренажерный зал, координационные занятия, батут, слэклайн, хоккей, бадминтон, сноуборд.

И все же — где лучше всего кататься?

К.А. Во Франции, на Fise World. Там очень любят BMX, и на соревнования всегда собирается огромное количество людей.

И.К. Главная Мекка велосипедистов — это Морзин, куда съезжаются гонщики со всего мира. Там в парке Шампери есть трассы, которые проехать могут только спортсмены топ-уровня, причем просто проехать, если же ты можешь еще и перепрыгнуть все препятствия — это вообще говорит о высочайшем классе. Еще я бы отметил байк-парк Mottolino в итальянском Ливиньо. Дело в том, что обычно трассы в парках готовят в мае и уже вскоре они разбиваются в хлам: перед каждым поворотом, где все оттормаживаются, образуются так называемые тормозные волны, на которых из тебя вытрясает всю душу. Так вот, в Mottolino я катался в конце сезона, но там все было в отличном состоянии.