Ультрас-движение «Спартак» Москва

Спартаковское ультрас-движение сформировалось совсем недавно – два с половиной года назад. Многие считают, что датой его создания можно считать 22 мая 2005 года, когда состоялось одно из дерби с ЦСКА. А еще через полгода лидеры «красно-белого» фан-движения на общем собрании придумали и утвердили название новой организации. Так родилась «Фратрия», что в переводе с латинского означает «Братство».

Остается только удивляться, как, практически не имея опыта в проведении ультрас-акций, «фратрийцам» вместе со всеми фанатами «Спартака» удавалось раз за разом, практически от игры к игре поднимать все выше и выше планку визуального оформления трибун.

Модульное сердечко, флаги и серпантин, пиротехника — это все то, чего никогда ранее не было. И как апофеоз — шоу на 20 000 человек! Этому не было аналогов уже не только в «спартаковской» среде, но и во всей России.

Так как команда демонстрировала постепенно улучшающуюся игру (а заодно, и турнирное положение), то положительные эмоции, вкупе с гордостью за проделанную работу и желанием утереть нос соперникам, не могли оставить равнодушными никого, и скоро модульные шоу мяса стали визитной карточкой «красно-белых» ультрас.

Сезон 2006 был первым евросезоном «Спартака» после годов разрухи! Конечно, кроме Лиги Чемпионов, приходилось заботиться и об уровне перфоманса в чемпионате России, но главное блюдо, конечно же, готовилось на осень. И первый же матч в групповом турнире ознаменовался лучшим на тот момент представлением «Фратрии» и всей трибуны «В» «Лужников». Темный монах с огненной надписью «Боже, Спартак храни!» вызвали просто экстаз в среде «красно-белых» и жгучую зависть в стане врагов.

Но и здесь была «ложка дегтя». Использованные в качестве фона черные модули, оказались хорошим развлечением на террасе, особенно вкупе с имеющимися зажигалками. Сожженная бумага вызвала резкое негодование милиции и пожарных. Как итог — модули были запрещены.

Заменить попавшие в опалу бумажные листы были призваны воздушные шарики. И хотя поначалу казалось, что по перформансу «красно-белых» нанесен удар, все получилось в соответствии с пословицей «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Опробовав «шарики» на «Зените», «Фратрия» организовала свой самый массовый перфоманс. На матч Лиги Чемпионов с «Интером» было затрачено свыше 200 000 шариков! 3 вида рисунка в зависимости от трибуны и адский грохот от лопавшихся после использования шаров!

Обреченные делать все масштабно из-за размеров «Лужников», «красно-белые» превзошли все ожидания. И 20 000 красных и белых футболок на матче со «Спортингом» уже не показались чем-то нереальным.

Ну а большие модули все-таки дождались своего часа в 2007 году, где они были использованы на дерби все с тем же ЦСКА.

Что же касается звуковой поддержки, то в этом компоненте поддержки команды поначалу были проблемы. И были они не в качестве звука и его мощности, а в репертуаре. Заряды и песни, известные еще с союзных времен, частично приедались по ходу сезона, частично не подходили к ситуации, частично не воспринимались общественностью. Но
проведенный в межсезонье конкурс на лучшую песню, активное сотрудничество с европейскими ультрас- организациями, позволили «Фратрии» перед началом сезона 2007 презентовать целых три новых песни нового поколения: с распевкой, хлопками и прыжками.

Добавим сюда и приличное количество новых зарядов, которые уже переняли многие ультрас Украины. Кроме того, в 2007 же году активная часть фан-движения взяла курс на совершенствование пения, иногда даже следуя по пути ущемления перформанса в пользу суппорта. Данная политика, похоже, оправдывает себя полностью, потому что если научить 20 тысяч человек петь громко и слаженно — перформанс зачастую может даже не понадобиться!!!

По мнению большинства участников российского фан-движения, «Фратрия» на данный момент представляет собой самую успешную организацию болельщиков в России. Финансовая независимость от руководства клуба и взносов как следствие грамотной билетной и маркетинговой политики по продаже собственных материалов.

Огромный интерес в среде рядовых болельщиков как следствие грамотных и интересных акций, конкурсов, организованных выездов. Собственный офис, призванный помогать фанатам решать свои насущные проблемы быстрее и оперативнее, собственная газета и сайт, с рекордами по посещаемости, выпуск фильмов на DVD о поддержке на трибунах. Все это, несмотря на неизбежные временные промахи и недочеты, сделало «Фратрию» силой, способной изменить все представление о футболе и фанатах как в России, так и во всем мире.

Еще хочется отметить, что ультрас поддерживают не только футбольный клуб «Спартак», а все клубы, представляющие общество «Спартак»: хоккейный, футзальный, баскетбольный и т.д.

Подводя итоги и принимая во внимание нереальные файер-шоу, выездную активность и красочное оформление трибун, ультрас «Спартака» можно смело назвать лидерами на российской фан-сцене.

В качестве поля для совершенствования, «красно-белым» можно выделить баннерную войну – пока что они ее проигрывают фанам ЦСКА и «Зенита»; «славятся» фанаты «Спартака» проявлением расизма с помощью баннеров даже к своим игрокам; любят они также и подебоширить, но это уже не имеет к ультрас-поддержке никакого отношения.