Американский авианосец CVN-77

Американский авианосец CVN-77 «Джордж Буш» сегодня является самым большим и дорогим боевым кораблем в мире. Огромная, названная в честь 41-го президента США Джорджа Буша-старшего, плавучая махина была заложена на стапелях 6 сентября 2003 года и спущена на воду 9 октября 2006 года. Ее постройка обошлась американским налогоплательщикам в $4,5 млрд. CVN-77 имеет водоизмещение 102 000 тонн, длину 332,8 м и ширину на уровне палубы 76,8 м. Несмотря на впечатляющие габариты, самый современный авианосец мира может развивать скорость до 56 км/ч. Его толкают вперед два ядерных реактора Westinghouse A4W и четыре паровые турбины общей мощностью 260 000 л. с. (194 МВт). Благодаря ядерным установкам, радиус действия корабля практически неограничен: время работы реакторов без замены топлива составляет почти 25 лет. Девиз CVN-77 — Freedom at work, что означает «Свобода за работой». «Джордж Буш» — самый молодой из американских кораблей-гигантов, однако он уже успел принять активное участие в различных военных конфликтах, в том числе в Югославии и Ираке. Именно этот авианосец находился в восточном Средиземноморье во время аннексии Крыма Россией, чем вызвал серьезную обеспокоенность Генштаба РФ, поскольку радиус действия его авиагруппы вполне позволял наносить удары по российской армии, не заходя в акваторию Черного моря. Авианосец CVN-77 «Джордж Буш» — десятый и последний авианосец типа «Нимиц» (первый корабль серии «Нимиц» введен в эксплуатацию в 1975 году), вполне заслуженно считается неуязвимым. На авианосце одновременно несут службу почти 6000 человек: 3200 моряков и 2480 летчиков и техников авиакрыла. Корабль оснащен четырьмя 6-ствольными пушками Phalanx CIWS с индивидуальной системой наведения, зенитно-ракетными комплексами Sea Sparrow и двумя трехтрубными 324 мм торпедными аппаратами.

Более того — все жилые помещения защищены 64 мм броней из кевлара. Однако главная ударная и оборонительная сила, делающая невозможным хоть сколько-нибудь ощутимое повреждение грозного атомного авианосца с воздуха, с поверхности воды или из глубины, — это, конечно, авиационное крыло, которое на кораблях типа «Нимиц» насчитывает от 60 до 90 самолетов. Авиационное крыло палубного базирования авианосца «Джордж Буш» состоит из 66 летательных аппаратов 5 различных типов. Предлагаем их все вашему вниманию.

 

Mcdonnell Douglas F/A-18 Hornet (48 шт.) -палубный истребитель-бомбардировщик Многоцелевой истребитель и штурмовик F/A-18 «Шершень» является основным самолетом военно-морского флота, а также корпуса морской пехоты армии США. «Шершень» является самолетом исключительно палубного базирования, однако изначально он создавался как легкий истребитель для ВВС США. В 1975 году прототип «Шершня», разработанный компанией Northrop и обозначенный YF-17, проиграл в испытательном состязании прототипу YF-16 от General Dynamics, который

впоследствии превратился в популярный во всем мире истребитель F-16 Fighting Falcon.

Выиграв конкурс, General Dynamics получила контракт, и совсем скоро Fighting Falcon очутился в американских ВВС, однако моряки скептически отнеслись к однодвигательному легкому F-16 и наотрез отказались принимать самолет на вооружение, отдав предпочтение двухдвигательному YF-17. Таким образом, проект не свернули. Впрочем, YF-17, перед тем как выпускать его на палубу авианосца, требовал значительных изменений, поэтому за доработку прототипа взялась более опытная компания McDonnell Douglas. С апреля 1980 года самолет начал поступать в распоряжение ВМС. С тех пор их построено более 1800 штук и состоят они на вооружении ВМС США, Австралии, Испании, Канады, Малайзии, Финляндии и Швейцарии. Самолет производится до сих пор, однако в ближайшем времени на всех американских авианосцах типа «Нимиц» их должны заменить сверхсовременные малозаметные F-35 Lightning II. Два реактивных двигателя Дженерал Электрик F404-GE-400 разгоняют самолет до 1915 км/ч и позволяют подниматься на высоту 15 240 м. Самолет имеет встроенную 20 мм пушку и способен нести свыше 7 тонн управляемых бомб и самонаводящихся ракет на 9 внешних точках подвески. В ценах 2009 года F/A-18 Hornet стоит около $30 млн.

 

Grumman ЕА-6 Prowler (4 шт.) -самолет для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки ЕА-6 по прозвищу «Крадущийся» создавался на основе палубного штурмовика компании Grumman, известного как А-6 Intruder. «Крадущийся» несет в себе сложную тактическую систему установки помех и радиоэлектронного подавления, позволяющую одновременно глушить сигналы сразу с пяти различных вражеских радиолокационных станций.

Стоит на вооружении ВМС США с 1971 года. Одна из более поздних моделей ЕА-6 Prowler оснащалась радиоуправляемыми ракетами «воздух-воздух» AGM-88A, благодаря чему самолет не только вел разведку и глушил локаторы противника, но и мог самостоятельно сбивать атакующие авианосец штурмовики или бомбардировщики. Экипаж «Крадущегося» состоит из 4 человек — пилота и трех офицеров-операторов систем радиоэлектронной борьбы. ЕА-6 оснащен двумя турбореактивными двигателями, разгоняется до 980 км/ч и поднимается на максимальную высоту 12 620 м. Всего произведено 170 единиц. Самолет устарел, поэтому уже в ближайшее время будет заменен на Boeing ЕА-18 Growler — палубный самолет радиоэлектронной борьбы, разработанный фирмой Boeing на базе истребителя F/A-18F Super Hornet. ЕА-18 Growler совершил первый полет 15 августа 2006 года, серийное производство началось в 2008 году.

 

Grumman Е-2 Hawkeye (4 шт.) — палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 «Ястребиный глаз» изначально разрабатывался для нужд американских ВВС как самолет дальнего обнаружения, способный «засекать» цели на расстоянии около 540 км (самолеты) и 258 км (крылатые ракеты), однако вскоре на него обратили внимание во флоте. С начала 1970 годов американские ВВС закупили более 130 Е-2 Hawkeye; всего построено более 200 самолетов, стоящих на вооружении ВМС США, Мексики, Египта, Франции, Израиля и Японии. «Ястребиный глаз» имеет огромную дискообразную вращающуюся антенну, закрепленную над фюзеляжем, которая позволяет обнаруживать далеко летящие объекты для наведения на них ракет, а также осуществляет координацию действий сил союзников. Самолеты Grumman Е-2 Hawkeye предназначены для разведки и управления боем, однако в случае необходимости могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением. Экипаж самолета состоит из пяти человек — двух пилотов и трех офицеров флота (офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор радиолокационной станции). На Е-2 Hawkeye установлены два турбовентиляторных двигателя, разгоняющих «Ястребиный глаз» до максимальной скорости 598 км/ч. Предельная высота полета — 9390 м. Вооружения Е-2 Hawkeye не имеет.

Grumman С-2 Greyhound (2 ШТ.) -палубный военно-транспортный самолет средней дальности.  Если убрать с Е-2 Hawkeye вращающуюся антенну, то получится С-2 Greyhound, однако этот самолет специально разрабатывался для использования на авианосцах. В частности, С-2 Greyhound имеет необычайно низкую скорость сваливания — всего 152 км/ч, что позволяет более точно и безопасно садиться на качающуюся палубу авианосца.

Кроме того, концевые части каждого крыла длиной по 7,8 м могут складываться, поворачиваясь назад и устанавливаясь вдоль фюзеляжа, позволяя экономить место на палубе. Самолет бессменно используется в качестве доставщика грузов и людей на авианосец с 1966 года. За один полет он может перевезти 28 солдат (или 12 раненых на носилках) или почти 10 тонн полезного груза. Двигатели у Grumman С-2 Greyhound такие же, как и у Е-2 Hawkeye — турбовентиляторные Allison Т56-А-425, разгоняющие транспортный самолет до 553 км/ч и позволяющие подниматься до высоты 9144 м. За все годы производства (с 1965 по 1989 год) было построено всего 58 С-2.

 

Sikorsky SH-60 Sea Hawk (8 шт.) -американский вертолет палубного базирования. Вертолет SH-60 разработан на основе многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60 специально для эксплуатации с военных кораблей. Первый полет состоялся в 1979 году; окончательно «Морской ястреб» был принят на вооружение ВМС США в 1984-м. SH-60 Sea Hawk может действовать как ударный вертолет в двух различных режимах: противолодочном и противокорабельном. В авиакрыло большинства авианосцев типа «Нимиц» входит базовая модификация Sikorsky SH-60В — простой палубный противолодочный вертолет. Однако в последнее время вертолетную эскадрилью авиакрыла «разбавляют» более современными SH-60F Ocean Hawk — противолодочными вертолетами для прикрытия авианосцев в радиусе 50 км, имеющими на борту набор торпед или мощных противокорабельных ракет. На ударные SH-60 также цепляют четыре ракеты типа «воздух-земля» AGM-114 Hellfire. Экипаж состоит из 2-4 человек (два пилота, два оператора). Вертолет способен брать на борт почти две тонны груза (или 5 солдат в полном обмундировании) и разгоняться при максимальной загрузке и полном боекомплекте до 270 км/ч. Стоимость единицы по состоянию на 2009 год — $28 млн. Всего с начала эксплуатации произведено более 600 вертолетов SH-60 Sea Hawk.