Тихая охота

Лиха беда начало

Не секрет, что белые грибы из года в год можно встретить в одних и тех же местах, и за ними можно приходить, как на грядку, если правильно выбрать время. Но куда приятнее не просто случайно наткнуться на белый гриб, а, вооружившись опытом и знаниями, вычислить его. В этом и состоит смысл тихой охоты. Вот и решили мы с Владимиром отправиться за белыми грибами, совместив их поиски с четырехдневным велопоходом. Начать решили с лесов, что раскинулись по берегам Касперовского водохранилища. А что найдем там грибы, мы не сомневались, так как давно убедились в верности приметы: если есть белые грибы на рынке — значит, есть они и в лесу.

Чтобы не тратить драгоценное время на долгий подъезд, часть дороги проехали пригородным поездом, а дальше покатили асфальтом меж полей и перелесков. С асфальта свернули на неплохую грунтовку, которую разведали с помощью Интернета, но последние2 кмдо села Монастырек пришлось трястись по ухабистой гравийной дороге, по которой только на тракторе и ездить. Село это известно тем, что рядом на крутом и высоком берегу реки Серет находится скальный монастырь, вырубленный в известняке монахами-отшельниками в IX веке. А еще раньше на этом месте было языческое святилище древних славян. Когда-то мы здесь уже бывали, так что у села сразу повернули в лес. Традиционно грибники выбираются на тихую охоту с раннего утра, а мы приступили к поискам уже после обеда. Первым делом решили проверить места, где в прошлые годы находили боровики. И вот после недолгих поисков первый белый гриб в нашем активе, но, увы, только один. Видно, местные грибники успели подчистить нашу грядку. Отправляемся к следующему грибному месту. Белые грибы где попало в лесу не растут. Известно, что они любят участки, хорошо прогреваемые солнцем, но расти предпочитают не на открытых местах, а в тени листьев или травы. Грунт должен быть питательным, рыхлым и влажным, но не слишком. Сырости они не любят. Дружит белый гриб с дубом, березой, буком, грабом, сосной, елью, и этот симбиоз влияет не только на его форму, цвет шляпки и характерной сетки на ножке, а даже на вкусовые качества. А еще при поиске белых грибов нужно обращать внимание на их спутников — красных мухоморов и бурых клейких валуев. Так двигались мы по лесной тропинке, пока она не начала плавный подъем в гору. Чутье подсказывало, что место здесь подходящее для белых. Мы оставили велосипеды под старой березой и начали детально обследовать склон. И вот взгляд засек в редкой траве коричневую шляпку. В такой момент сердце сразу начинает биться чаще в надежде, что это белый гриб. А когда он уже у тебя в руке, ты чувствуешь его приятную упругость и уже никаких сомнений нет, возвращается спокойствие, и с утроенным вниманием начинаешь осматриваться вокруг, нет ли рядом его братца, а еще лучше двух-трех таких же пузатеньких боровичков. Мы так увлеклись сбором грибов, что не заметили, как начался дождь. Пришлось прекратить это увлекательное занятие и, пока дождь окончательно не размыл дорогу, поспешить к роднику, возле которого планировали заночевать. Грибов мы успели насобирать достаточно.

И снова в путь

Не очень приятно двигаться по лесу, когда с ветвей за шиворот стекают холодные капли воды, а сухие ветки норовят залезть между спиц колес, но удовлетворение от собранных грибов нивелируют этот недостаток. Так мы то шли, то ехали минут 20, пока дорога не вывела нас на край леса. Теперь до родника уже недалеко. К счастью, ветер разогнал тучи, и даже показалось солнце. Палатку поставили под раскидистой сосной и принялись за приготовление ужина. Грибы решено было отварить, половину пожарить вечером, а вторую оставить на утро. Когда солнце начало клониться к закату, вокруг палатки уже разносился аппетитный запах жареных белых грибов. По традиции, по случаю удачного начала похода к грибам и другим яствам достали флягу хорошего коньяка. А вокруг тишина, только потрескивают дрова в костре, да на небосводе звезды продолжают свой вечный полет. Утром позавтракали грибами, но уже не с таким аппетитом, как вчера. Причем шампиньоны, которых нашли несколько штук попутно, нам теперь казались вкуснее белых. Но отвар из белых грибов остался на высоте. С утра Владимир в поисках грибов ненадолго прошелся краем леса, но безрезультатно. Возможно, еще не время. Теперь нас больше манила дорога, и мы, оседлав своих двухколесных коней, отправились к новым местам. Погода отличная. Нам предстояло преодолеть километров 50 до заповедного Днестровского каньона. Маршрут построили так, чтобы по пути посетить водопад на речке Джурин у села Нырков. И вот через три часа мы уже перед спуском в долину. Сверху открывается чудесный вид, будто неизвестный ландшафтный дизайнер вырыл огромную котловину, а посредине оставил длинный высокий холм, на вершине которого в окружении зеленых крон виднеются развалины Червоноградского замка. Замок имеет богатую историю. Построен он был еще в IX веке. Множество раз менял хозяев и перестраивался. В конце своей истории был перестоен во дворец. Сейчас от былого великолепия остались лишь две сторожевые башни. Дорогу нам преградил шлагбаум, а из окна будки выглядывала нечесаная голова стража. Еще год назад тут ничто не препятствовало проезду, но рыночные отношения пришли и сюда. Радует, что мзду берут только с владельцев автомобилей. До велосипедистов еще не добрались. Но надолго ли? Как нам объяснил страж, деньги пойдут на ремонт дороги и вывоз мусора. После стремительного спуска в долину со стометровой высоты мы подъехали к Джуринскому водопаду. Высота в16 мдает ему право считаться самым высоким равнинным водопадом Украины. По преданию, водопад имеет искусственное происхождение. В 1620 году турки, прорываясь к неприступному замку, окруженному водой, разрушили каменный кряж, направив поток по новому руслу, тем самым оставив замок без воды. Но долго любоваться времени нет, и мы продолжаем свой путь лесной дорогой. К сожалению, пешком, так как после вчерашнего дождя красная вязкая глина не позволяет ехать. Вскоре трудный участок остался позади, и мы покатили дальше. Миновав еще два села, наконец, добрались до села Литячи. Тут со стапятидесятиметровой высоты Днестровского каньона открывается прекрасный вид на реку и покрытые лесом берега. Красивейшего места у Днестра я не знаю. Утром с уступа травертиновой скалы можно наблюдать, как у твоих ног медленно течет река молочного тумана.

По историческим местам

Переночевав, мы двинулись дальше. Нам предстояло добраться до Русиловского ручья, который в районе одноименного села впадает в речку Стрыпа. Ручей небольшой — всего3 км, но по определению географической энциклопедии Украины, это наиболее водопадистый ручей в нашей стране. На сравнительно небольшом участке от верхней части каньона и до его дна поток, прорезая пласты красного песчаника, образует целый каскад водопадов от полуметра и выше. Высочайший из них достигает12 метров. К моему стыду, будучи в этих краях многократно, я так ни разу и не побывал здесь. Но лучше позже, чем никогда. Итак, мы снова на колесах. Покидая село Литячи, проезжаем возле трехсотлетнего дуба. Двадцать километров асфальтом даются легко, тем более что ветер попутный и рельеф местности позволяет особо не напрягаться. Добрались до села Яз-ловец. Отсюда нам предстоит подъем по разбитой грунтовой дороге. Но сначала небольшая экскурсия по историческим памятникам села. А их здесь столько, что хватило бы и на небольшой город. Самый впечатляющий, конечно, замок, точнее верхний замок. Его строительство началось здесь еще во второй половине XIV века. Язловецкий замок, прозванный «Ключом Подолья», в те давние века наравне с Каменец-Подольским замком был одним из самых важных оборонных сооружений восточной части Речи Посполитой. Успенский костел XVII века в плачевном состоянии, но выглядит впечатляюще. Нижний замок, переделанный со временем во дворец, сохранился лучше всего. Его территорию делят женский монастырь и санаторий. Как раз мы с Владимиром остановились там перекусить. Есть еще Язловецкая ратуша, церковь св. Николая Чудотворца, построенная армянскими поселенцами, часовня-усыпальница, но сегодня на это уже нет времени.

«Охота» удалась

От древнего костела начинаем медленный подъем по лесной дороге, разбитой лесовозами. Через полкилометра она вывела нас на ровное место.

— Олег, смотри, вон белый стоит.

Я не сразу разглядел то, на что показывал мне Владимир. Почти у самой дороги, спрятавшись под нависшей веткой, стоял белый гриб. У нас сразу же возникло желание остановиться, и, как говорится, произвести разведку боем. Результат не заставил себя долго ждать. Обследовав небольшой участок, за 20 минут мы нашли пять белых грибов. Вот и неплохая прибавка к ужину. Далее начался небольшой уклон, который со временем стал значительным, так что пришлось опять идти пешком, хорошо, что вниз. И вот мы у Стрыпы.

— Да-а-а. И куда теперь? Дорога осталась в лесу, а здесь лишь узкая рыбацкая тропинка вдоль речки, кусты да трава по пояс. И ни души. Еще в Язловце разузнали, что через реку должен быть мост, но в какую сторону к нему? Включив интуицию, решили, что надо двигаться по течению, но вначале не помешает разведать маршрут налегке. Владимир остался у велосипедов, а я пошел по тропке, обходя заросли крапивы. Скоро дошел до преграды — в Стрыпу впадал неглубокий приток, как позже оказалось, речка Ольховец. За ним тропинка резко взбиралась по обрывистому берегу, который вплотную подходил к Стрыпе. А метров за 100 виднелось упавшее в воду дерево, достигавшее ветвями до противоположного берега. На ветках вдоль ствола были закреплены перила. Наверное, это и есть тот пресловутый мост. Приток мы преодолели без проблем, но крутой подъем дался значительно труднее. Было видно, что по этой тропинке давно никто не ходил. Уже на подходе к кладке Владимир нашел очередной белый гриб. Мы сразу же принялись нарезать круги в надежде найти его собратьев, но безрезультатно. Что ж, и один тоже неплохо. Чтоб не испытывать судьбу, кладку преодолели в два этапа: сначала перенесли велорюкзаки, а после — велосипеды. Спасибо добрым людям, которые, кроме перил, набили на ствол поперечные планки, послужившие дополнительной опорой для ног. Тропа на правом берегу была достаточно широкой для езды на велосипеде, так что вскоре мы уже были у Русиловского ручья. Место действительно популярное. За то короткое время, что мы занимались установкой палатки и разведением костра, мимо нашей поляны прошли двое пеших туристов  и проехала на велосипедах большая группа из Киева. Пока Владимир занимался приготовлением ужина, я отправился в село и заодно осмотрел водопады. Не ко всем водопадам есть возможность подойти, но и издалека они выглядят впечатляюще, особенно те, что помощнее. На следующий день, покидая место ночевки, мы специально поднимались вверх другим берегом ручья, чтобы иметь возможность рассмотреть водопады с иного ракурса. С утра солнце добавило света в узкую расщелину, и струи падающей воды заиграли новыми красками. Это действительно стоит увидеть. Ну что ж, план похода выполнен. Грибные места нашли, Белых грибов наелись. Что хотели — увидели. Остался последний этап -85 кмдороги до дома. Доедем. Не впервой.