Каннский кинофестиваль

Вот уже 67 лет Каннский кинофестиваль строго следует неписаным правилам, главное из которых — говорить о кино, а не о политике. Актеры могут делать любые заявления с экранов, но только не на пресс-конференциях. В этом году правило было нарушено. Впервые события украинского Майдана не смогли оставить равнодушными даже главную светскую тусовку Европы — революция добралась и до изнеженного юга Франции.

«Слава Украине!» — с такими словами заходили журналисты и туристы в украинский павильон, а многие прогуливались по набережной Круазетт, завернувшись в желто-голубые флаги. Даже некоторые кинозвезды не только были в курсе происходящего у нас в стране, но и не побоялись выразить свое мнение открыто. «Я обеспокоен событиями в Украине, слежу за ними, но способов решения пока не вижу», — сказал актер Тим Рот на пресс-конференции, посвященной фильму «Принцесса Монако». А легендарный кинорежиссер Жан-Пьер Дарденн заявил: «Казалось бы, политика это так далеко от мира кино. Но я надеюсь, что Европа выйдет из происходящего намного более сильной. А если не сможет, то мы движемся к катастрофе».

Еще один беспрецедентный факт нынешнего феста: Украина впервые представлена в официальной программе 67-го Каннского кинофестиваля сразу восемью кинолентами! Сергей Лозница привез полнометражный документальный фильм «Майдан», снятый без предварительной подготовки и специальных бюджетов, игровой дебют «Племя» Мирослава Слабошпицкого принял участие в конкурсе «Неделя критики» — старейшей параллельной программы в Каннах. В «Классике Канн» показали отреставрированную ленту Сергея Параджанова «Цвет граната». Кроме того, французы увидели три украинские короткометражки — «Простые вещи» режиссера Александра Рати, «Инь, и что с этим делать» Мирославы Хорошун, «Абонент» Оксаны и Марины Артеменко, а также два фильма совместного производства: «Любовь меняет» режиссера Джейн Каприсе (США, Украина) и «Балажер. Корректировка действительности» Леси Кордонец (Швейцария, Украина).

Сам же фестиваль начался со скандала. Княжеская семья Монако отказалась прийти на его открытие, тем самым выразив свой протест против вольной интерпретации автобиографического фильма о Грейс Келли «Принцесса Монако» с Николь Кидман и Тимом Ротом в главных ролях. Известно, что еще на стадии создания ленты члены семьи Гримальди требовали подкорректировать сценарий — он, по мнению детей Грейс Келли, не соответствовал действительности. Однако режиссер Оливье Даан проигнорировал их претензии.

В свою очередь, 46-летняя Николь Кидман, сыгравшая Грейс Келли, в интервью иностранной газете заявила: «Если бы продюсером фильма была я, он выглядел бы совершенно по-другому. Мое воспитание не позволило мне критиковать работу режиссера». Однако протест княжеской семьи никак не повлиял на судьбу фильма в Каннах — «Принцесса Монако» демонстрировалась вне конкурса. Хотя скандал продолжился и после ее премьеры: кинокритики признали картину провальной, а зрители освистали неубедительную игру Кидман, чье лицо уже не в силах выразить какую-либо эмоцию — оно было словно восковая маска. Американская пресса тоже не пожалела соотечественников, написав, что фильм скучный, глупый, неживой и что это самый провальный байопик за последние годы.

Не менее яркой и запоминающейся стала презентация еще одного американского внеконкурсного фильма — третьей части боевика «Неудержимые», где снялся настоящий звездный десант: Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Мел Гйбсон, Харрисон Форд, Антонио Бандерас, Джейсон Стэтхем, Дольф Лунгдрен и Уэсли Снайпс. Актеры в полном составе приехали на пресс-конференцию к отелю Carlton на двух бронетранспортерах, чем произвели настоящий фурор среди журналистов, зрителей и случайных прохожих.

На фестивале в этом году много старожилов — вновь участвуют братья Люк и Жан-Пьер Дарденн (в 2011 году их «Мальчик с велосипедом» получил Гран-при, благодаря чему они стали рекордными трехкратными триумфаторами Канн), британцы Кен Лоуч с «Залом Джимми» и Майкл Ли с «Мистером Тернером», российский любимчик Андрей Звягинцев с «Левиафаном» и, конечно, живой классик Жан-Люк Годар с фильмом «Прощай, речь».

К тому же нынешний председатель жюри — новозеландский режиссер и писательница Джейн Кэмпион, обладательница «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Пианино». Кстати, единственная женщина-режиссер за все 67 лет существования киносмотра, кто удостоился главного приза.

Однако Канны славятся не только своим выбором новых кинолент, которые фестиваль с легкостью записывает в шедевры современного кинематографа, но и умением собрать правильную светскую тусовку. Здесь помимо признанных мэтров своего дела, таких как режиссер Роман Полански, актер Жерар Депардье, дизайнер Жан-Поль Готье, на красной дорожке можно было встретить и «новую тусовку Голливуда» — Пэрис Хилтон, Еву Лонгорию, Блейк Лайвли и нынешних секс-символов Фабрики кино — Райана Гослинга и Роберта Патгинсона. Кстати, парни показали себя на французском фестивале с новой стороны: Райан привез свой режиссерский дебют — картину «Затерянная река», а Роберт снялся в необычной для себя роли у модного австралийца Дэвида Мишо в «Бродяге».