Газовая война

Представители Украины, России и Европейской комиссии 26 сентября существенно продвинулись в переговорах, посвященных украинско-российской «газовой войне». Предложенная европейцами схема позволяет устранить противоречия сторон и возобновить поставки газа из России в Украину.

Представители Еврокомиссии и министерства энергетики РФ результат встречи характеризуют как существенный прогресс и отмечают, что стороны должны окончательно уладить все неточности в течение этой недели.

Официальная позиция украинской стороны на момент написания статьи так и не опубликована, а из комментариев членов нашей делегации можно лишь сделать вывод, что такая встреча действительно была и что окончательные договорённости всё ещё документально неоформлены.

 

К «земле» не готовы

Месседж заместителя председателя Еврокомиссии Гюнтера Оттин-гера на пресс-конференции в Берлине был предельно ясен. Принятие договорённостей, получивших название Зимний пакет, необходимо, чтобы избежать повторения ситуации января 2009 года.

Европа однажды уже столкнулась с прекращением поставок газа из-за конфликта НАК Нафтогаз Украши и Газпрома и повторения этой ситуации не желает категорически. Отказ Украины от поставок газа из РФ и небольшой объём запасов может вызвать перебои с транзитом российского газа в ЕС. Следовательно, в интересах европейцев сделать всё возможное, чтобы Украина закупила объём топлива, достаточный хотя бы для обеспечения транзита.

Стоит отметить, что фактически сейчас альтернативы российским поставкам нет. После того как Газпром задействовал дополнительные рычаги влияния на европейские компании, Нафтогаз столкнулся с сокращением реверсных потоков. 25 сентября НАК заявила, что Венгрия остановила поставки газа в Украину по техническим причинам на неопределённый срок, уведомив об этом компанию «за несколько часов» перед очередным раундом трёхсторонних переговоров.

А уже после самой встречи Оттингер констатировал, что реверс газа в Украину из ЕС возможен лишь в том случае, если не будут нарушаться действующие контракты, включая контракты Газпрома, содержащие пункты о резервирован: трубопроводных мощностей, приведя в пример Словакию, с кот рой у Газпрома заключён долгосрочный контракт на транзит.

 

Что, почём и сколько

В ходе переговоров стороны пришли к выводу, что Газпром гот поставить Украине 5 млрд куб. с возможностью покупки дополнительных объёмов в случае и необходимости. Цена — $385 1 тыс. куб. м, при этом постав будут на условиях предоплата.

Несмотря на сжатые сроки погашения, сумма долга рассчитана исходя из льготной цены, действовавшей в I квартале этого года, — $268,5 за 1 тыс. куб. м. В то же время цена на оставшиеся три месяца установлена на уровне выше того, которого добивалась украинская сторона. Да и механизм предоплаты предполагает, что Нафтогаз не будет иметь возможности собрать платежи с рынка, а должен будет заранее выложить всю сумму плюс большую часть долга.

В силу отсутствия какой-либо официальной позиции украинской стороны остаётся не вполне ясным, в чём именно заключаются нюансы, которые сторонам предстоит окончательно уладить в течение недели. Однако министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что Украина считает целесообразным оформить ставку временной цены — $385 — отдельным документом.

Между тем Россия полагает, что можно внести изменения в исходный контракт, прописав там это значение в качестве скидки, использовав примерно такой же механизм, как в 2010 году после заключения Харьковских соглашений.

 

Все ходы записаны

Таким образом, молчание украинской стороны может объясняться тем, что результат, привезённый из Берлина, на победу похож мало. Сумма долга зафиксирована, деньги необходимо искать срочно, временная цена — именно та, на которой настаивал Газпром, плюс условие предоплаты никуда не делось.

Более того, если верить заявлению российской стороны, РФ зачем-то предложила, а Украина — согласилась и на предоплату, и на условие «бери или плати», то есть можно не покупать хоть вообще ни одного кубометра, лишь бы вся сумма платежа была перечислена заблаговременно.

В отсутствие официальных разъяснений СМИ подхватили сообщение в Facebook председателя правления Нафтогаза Андрея Коболева, написавшего, что «никакого окончательного решения ещё не принято, ни один документ не был подписан».

В то же время премьер-министр Арсений Яценюк по итогам переговоров заявил, что Украина готова подписать временное соглашение с Россией, но иск из Стокгольмского арбитража отзывать не будет.

При этом реакция Минэнерго РФ, появившаяся в тот же день, была довольно однозначна: ключевые предварительные договорённости достигнуты, позиции России и ЕС во многом совпадают, остались детали; список договорённостей прилагается.

В поддержку соглашения высказался и президент США Барак Обама: «Сегодня сообщили, что фактически российский газ будет вновь поставляться в Украину. Так что они не замёрзнут этой зимой».

С высокой вероятностью воплощения берлинских договорённостей в жизнь соглашаются и эксперты — с поправкой на то, что нынешний газовый конфликт ещё менее предсказуем, чем предыдущие, поскольку проходит на фоне боевых действий на Донбассе.

«В прежних противостояниях не было военной составляющей. Если Брюссель даст деньги на погашение газового долга, Киев согласится с условиями новых договорённостей», — сказал Корреспонденту глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин.

 

Экономика должна быть экономной

Тем не менее на внутренних украинских реалиях формализация берлинских договорённостей может отразиться весьма опосредованно. Пресс-секретарь Нафтогаза не дала Корреспонденту однозначного ответа на вопрос, остаётся ли в этом случае в силе прогнозный баланс газа, предусматривающий потребление осенью-весной на уровне 26 млрд куб. м. Запрос издания пресс-служба уже традиционно оставила без ответа.

Проект же предусматривал импорт газа из ЕС в объёме 6,2 млрд куб. м и режим тотальной экономии — в случае если объём импорта будет полностью или в значительной степени замещён российским газом, экономия никуда не девается.

Что может означать такой режим экономии в разрезе Киева, Корреспондент анализировал в одном из предыдущих номеров. Компания Киевэнерго, обеспечивающая столицу электроэнергией и теплом, получила лимит 1,2 млрд куб. м газа при минимально необходимых 1,9 млрд куб. м. Эту ситуацию легко спроецировать на другие регионы и предприятия с поправкой на то, что у столичной компании всё-таки больше шансов, что к её аргументам прислушаются и решение будет пересмотрено.

Хорошей новостью для потребителей может стать тот факт, что о четырёхкратном повышении тарифов, возможность которого чиновники неосмотрительно озвучили перед выборами, пока можно забыть. Пусть и ненадолго.

«Цена на газ для населения повышаться не будет. Я не вижу такой возможности в данный момент», — заявил 26 сентября вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Владимир Гройсман.

Однако в обозримом будущем такая перспектива остаётся. Как и необходимость корректировать тарифы с учётом инфляции, поскольку импортный газ закупается за валюту. Положения постановления Кабмина №81 от 25 марта предусматривают, что с 2014 года цены на газ для населения и теплокоммунэнерго будут поэтапно повышаться.