Чёрный выход

Первый за несколько месяцев поезд Киев Луганск встречал абсолютно пустой перрон столицы так называемой ЛНР. Пассажиры выходят из поезда по одному — после проверки документов и досмотра личных вещей. Вооружённые люди с автоматами проводят колонну приехавших в стеклянный переход над путями — там в абсолютной тишине стоят встречающие.

Мобильная сеть практически не работает, да и доставать телефоны в присутствии боевиков опасно. Поэтому луганчане внимательно вглядываются в поток пассажиров, чтобы успеть «выловить» своих. Двери вокзала — и попадаешь за границу, в самопровозглашённую Луганскую народную республику.

Иллюзия перемирия на востоке Украины сохраняется почти месяц: боевые действия продолжаются, но скорее формально. Киевская власть заявляет о том, что Донбасс остаётся частью Украины, однако сепаратисты уже создают на захваченных территориях параллельные государственные институты, собирают налоги, берут под контроль службы ЖКХ и учреждения образования и якобы даже начали выдавать собственные документы.

 

Власть

Через неделю после выборов в Верховную Раду Украины, 2 ноября, жители ЛНР будут выбирать собственный парламент и главу республики. Свои депутаты у псевдогосударства были, но способ формирования законодательного органа ЛНР вызывал вопросы даже у сторонников отделения региона от Украины. А выборы — это хороший способ псевдопарламент легализировать. Называться он будет народный совет.

Уже сформирована Центральная избирательная комиссия самопровозглашённой республики. В Донецкой народной республике выберут 100 депутатов, в Луганской — 50. Выдвигать кандидатов на выборы в парламенты могут общественные организации и объединения. Проходной барьер — 5% голосов.

На пост главы «республики» могут баллотироваться граждане старше 30 лет, прожившие не менее десяти лет в Донецкой области. Кандидату для регистрации потребуется собрать 1.000 подписей.

Принять участие в выборах смогут все жители Луганской области, даже если они проживают на территории, подконтрольной Киеву. Проголосовать можно будет на сайте ЦИК ЛНР. Плюс несколько комиссий будут сформированы в России для беженцев — предварительно в Ростове, Воронеже и Белгороде.

Активно работает и нынешний состав парламента ЛНР. Уже принят закон о системе исполнительных органов государственной власти «республики» и закон, запрещающий однополые отношения. Людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией теперь грозит тюремный срок до пяти лет, а насильникам — смертная казнь.

А вот будущих кандидатов в депутаты люди не знают даже на уровне слухов. Ни в Луганске, ни в других подконтрольных боевикам городах никакая предвыборная агитация не ведётся, печатной политической рекламы тоже нет. В полупустом городе есть место только символике «Новороссии», России и ЛНР.

 

Документы

Паспортный стол в Луганске открыт. Работает он и в менее затронутом войной Алчевске. Но нормальные документы там вряд ли удастся получить.

«Моему сыну в июне исполнилось 16. Пришли оформлять паспорт, а нам говорят: ждите, мы не знаем, что вам давать украинский паспорт, паспорт ЛНР или Новороссии», — сетует жительница Алчевска Вера.

Возле местного паспортного стола непривычно много людей. Основной контингент — пенсионеры. Говорят, что собрались выяснить, правда ли уже выдают документы ЛНР. Вроде как они нужны для оформления пенсий. Фотография «паспорта» ЛНР, якобы выданного жительнице Красного Луча, появилась в социальных сетях всего несколько дней назад и быстро разлетелась по интернету.

«Если бы все слухи, которые ходят по городу, можно было собрать в книгу, то уже несколько толстенных томов бы набралось», — говорит бывшая работница алчевского отдела милиции Елена.

С работы Елена уволилась, собирается уезжать из города, но своим коллегам верит. Никаких паспортов ещё нет.

Не подтверждает эти слухи и руководство ЛНР. Пока решили ограничиться временными удостоверениями личности на листе А4 с печатью. Действительны они будут до конца боевых действий. Правда, выехать по ним невозможно даже в Россию.

«Полноценные паспорта у нас будут. Но позже, — заявил журналистам глава самопровозглашённой республики Игорь Плотницкий. — Нам нужны свои документы, но это требует финансовых вложений».

Пытаются власти так называемой ЛНР решить вопрос и с другими документами. С июня в зоне АТО, например, невозможно получить свидетельство о рождении украинского образца. Вместо него чиновники выдают бумагу «республиканского» образца с гербом и печатью ЛНР. Одна беда — это свидетельство не даёт права на оформление материальной помощи, которую выплачивает правительство Украины. А сепаратисты пока кормят только обещаниями.

Похожие бланки получают и рискнувшие оформить отношения молодожёны.

«Но если очень нужно, то можем сделать и украинское свидетельство», — говорит Сергей, в спокойные времена работавший нотариусом в Луганске.

Официально нотариальные конторы в зоне АТО не работают. В середине июня их отключили от госреестров. Но, по слухам, если обратиться к нужным людям в здании облгосадминистрации, официальные бумаги можно получить. Как-то умудряются луганчане и переоформлять жильё.

Оформление документов. Быстрый выкуп жилья за наличку — такое объявление довольно часто попадается в маршрутках, которые ездят по Луганску и области.

 

Деньги

Обещают руководители ЛНР внедрить и собственные денежные знаки. Первые экземпляры эскизов будущей валюты «Новороссии» уже появились в Сети. Именоваться она якобы будет «червонец», а разменная монета-«гривенник». На банкноте в один червонец изображён российский полярный исследователь Георгий Седов, родившийся в Донецкой области.

В Донецке не исключают перехода на российский рубль.

«Но для этого нужно быть признанным государством. Если нас признают Россия, Белоруссия, Казахстан, то вопрос будет решён быстро», — цитирует местный сайт «спикера парламента» ДНР Бориса Литвинова.

В Луганске пока вынуждены мириться с гривней.

«Пока мы сохраняем гривню. Переход на рубль — это сложный шаг, который требует серьёзной предварительной работы», — сообщил «спикер парламента» ЛНР Алексей Карякин в эфире местного телеканала.

Руководство ЛНР обещает, что выплачивать социальные пособия, зарплаты и пенсии начнут со дня на день, крайний срок — 15 октября. Уровень минимальной или средней зарплаты пока никем не озвучивался (сегодня работники бюджетной сферы, три месяца не видевшие живых денег, трудятся за продовольственные пайки). Пенсионерам обещают платить по 1.800 грн (минимальная пенсия в Украине — 949 грн). Говорят, что в некоторых районах Луганска пенсию уже начали выдавать. Правда, людей, реально её получивших, ещё никто не видел.

Откуда деньги? Говорят, из Крыма. При обмене денег в Крыму образовалась некая масса гривни, которая, по слухам, уже направляется в зону АТО. Сколько? Тоже большой вопрос. Звучит сумма и несколько миллиардов гривен, и несколько миллиардов долларов.

«Но этого точно хватит, чтобы продержаться некоторый период», — уверяет один из руководителей боевиков в Красном Луче.

Ещё один источник доходов — налоги, которые местные предприниматели теперь платят в казну ЛНР.

«Сначала было 50% от прибыли. Иногда просто приходили и забирали часть кассы. А недавно собрали всех «рыночников», владельцев кафе и магазинов. Сошлись на том, что 20% им, а 80% остаётся нам», — рассказывает алчевский бизнесмен Андрей.

Уже начало работу Агентство торговых отношений ЛНР, куда всем предпринимателям придётся обратиться за разрешением на ведение деятельности. В списке обязательных документов — копия государственной регистрации Украины, копия лицензии, выданной Украиной, идентификационный код и т. д.

Кроме того, под контролем сепаратистов оказался весь нелегальный угольный бизнес, куда входят и многочисленные копанки.

А пока боевики «раскручиваются», люди ездят в города, подконтрольные Киеву, и переоформляют соцвыплаты и пенсии.

«Только в Северодонецке регистрируется по 1.000 человек в день», — рассказывает губернатор Луганской области Геннадий Москаль.

 

Силовики

Местная милиция отдельная тема для разговора. На сайте ЛНР опубликован номер телефона горячей линии, куда можно обратиться в случае ЧП. Сформированы и отряды правоохранителей, в которые, с одной стороны, вошли работники милиции, дававшие присягу Украине, с другой — добровольцы.

«Моего мужа «дожали», — говорит жительница Алчевска Анна. — Ещё в июне всё его начальство ушло или в отпуск, или на больничный, фактически оставив отдел на подчинённых. Сколько могли, не соглашались на сотрудничество с сепаратистами. Это по меркам Украины всё-таки уголовное дело. Но в итоге поняли, что либо уезжать, либо работать».

Сама Анна на всякий случай забрала детей и уехала в Харьков.

Добровольцы — контингент довольно странный. Принимают всех и даже «сидевших». Желающих хоть отбавляй.

«В принципе, если вызов, приезжают быстро. Показательно наказывают мародёров. Если напился — исправительные работы. Побил жену — «на подвал», — рассказывает луганчанин Дмитрий.

Бывают и вопиющие случаи «торжества справедливости». Жители Луганска и близлежащих городов любят шёпотом (а иначе там сейчас не говорят) рассказывать душераздирающую историю о расстрелянном мужчине, которого подозревали в изнасиловании молодой девушки. Трагедия произошла в Алчевске, предполагаемый насильник был из числа местных сепаратистов.

«Всё правильно. Своего не пожалели. По законам военного времени живём», — перешёптываются пассажирки маршрутки, курсирующей между Луганском и Алчевском.

Иногда «подвиг» приписывают бойцам отряда Алексея Мозгового Призрак, который контролирует часть ЛНР.

Вернулась и практика доносов. Большинство людей, оказавшихся в оккупированной зоне, действительно поддерживают сепаратистов. И вполне могут сдать идеологического противника боевикам, даже если это приятель или друг. Разговор на украинском языке — очень весомая причина, чтобы отправить человека «на подвал».

Ходят слухи и о расстрельных списках. В Родакове были арестованы несколько человек — постоянных работников избирательных комиссий. Кто ещё в числе подозреваемых, неизвестно.

 

Быт

Боевые действия в зоне АТО продолжаются, но города, подконтрольные боевикам, показательно приводятся в порядок.

«Практика одна. Заходим с автоматами в кабинет к мэру или какому-то чиновнику. Если не будут вывозить мусор — проблемы. Если на неделю раньше, чем по всей Украине, не включишь отопление — расстрел», — признаётся один из бывших милиционеров Красного Луча, теперь активно сотрудничающий с сепаратистами.

Мусор действительно вывозят. В Луганске после двухмесячной темноты дали свет, появилась вода, телефонная связь, интернет. И всё бесплатно. Руководство ЛНР разрешило людям не оплачивать коммунальные услуги до октября. Более того, все долги, накопленные за «украинский период», якобы будут списаны.

 

Образование

Украинских высших учебных заведений в зоне АТО практически нет. Восточноукраинский национальный университет им. Даля из Луганска переехал в Северодонецк, педагогический — в Старобельск, медицинский — в Рубежное. Опустевшие здания заняли сепаратисты, остались часть преподавателей и студентов.

«Новые владения лично обошла «министр образования» ЛНР некая Леся Лаптева», — делится один из луганских преподавателей.

Студентам было предложено выбрать, с кем они — «с хунтой или с народом» (на сайте медицинского вуза даже висит соответствующая анкета), а преподавателям — или увольняться, или писать заявление о приёме на работу в ЛНР. О зарплате за три летних месяца предложили забыть и в украинское казначейство не обращаться. Зато за сентябрь обещали заплатить — по 500 грн.

Активно возвращают сепаратисты и учителей.

«Администрация школы № 60 в Луганске вызванивала учителей с требованием вернуться в город, или их уволят. Вернулись. Пришли в школу и на ковёр к директору. «Почему не явились на работу 1 сентября?» Потом раздали заявления о приёме на работу в ЛНР. Классным руководителям дано задание вызванивать детей и возвращать в Луганск. Нет детей — нет нагрузки и работы за паёк», — сетует луганчанка Светлана.

То же самое касается всех работников бюджетных организаций, в том числе и медицины.

И люди возвращаются. По данным Минсоцполитики, из зоны АТО выехали 340 тыс. человек. 60 тыс. уже вернулись обратно-в ЛНР и ДНР.