Достаточно беглого взгляда на штурвал гоночного болида, чтобы понять, какое место технологии занимают в автоспорте. Сегодня гоночные машины оборудованы телеметрией, сотни датчиков следят за состоянием множества параметров: количества топлива, температуры масла, остатка колодок, тормозных дисков и многого другого. Во время гонки пилот постоянно находится на радиосвязи с командой, инженер следит за состоянием автомобиля и может попросить гонщика поменять те или иные настройки с помощью кнопок и регуляторов, расположенных на руле.

Механические коробки ушли в прошлое, теперь за переключения отвечают подрулевые лепестки, а сцепление и нейтраль тоже переместились на руль.

В этому году Formula 1 перешла на гибридные моторы V6 с турбиной, объемом всего1,6 л, выдающие около 600-650 л. с. При этом гонщик получает дополнительные160 л. с. от системы рекуперации энергии ERS, которые он может использовать в течение 33 секунд на каждом круге. Кроме того, система DRS (Drag Reduction System — система снижения турбулентности) поднимает верхнюю планку заднего антикрыла, чем снижает прижимную силу, тормозящую автомобиль на прямых из-за лобового сопротивления, и позволяет ускориться на дополнительные 10-15 км/ч. Управление этими и другими системами также производится с помощью кнопок на руле. Предназначение всех остальных кнопок мы решили показать на примере четырех гоночных серий.

INDYCAR — самый популярный чемпионат с открытыми колесами в Северной Америке. В Америке привыкли к большим размерам, поэтому и габариты руля болида Indy — это первое, что бросается в глаза. Далее рассмотрим менее очевидные особенности.

DTM — дословно означает Немецкий чемпионат по кузовным гонкам (Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft). Это самый популярный в мире кузовной чемпионат. Руль DTM отличается меньшим количеством кнопок отчасти потому, что в кабине кузовного автомобиля кнопки можно расположить вне руля, а также потому, что по регламенту настройки можно менять только механически.

FORMULA 1 — по праву считается королевой автоспорта. Руль болида F1 самый дорогой и самый сложный. Кстати, в этом году, 12 октября, этап чемпионата мира впервые пройдет на постсоветском пространстве — на сочинской трассе в России.

LE MANS — первая и самая престижная гонка на выносливость, которая длится 24 часа и с 1923 года проходит ежегодно в середине июня.

Ha Le Mans остановимся подробнее, благо зрелище это далеко не рядовое, а информации о нем у широкой публики явно недостаточно. Для начала представь, какие нагрузки испытывает автомобиль, который в гоночном режиме проводит 24 часа. Для сравнения: гонки «Формулы-1» длятся в среднем 1,5 часа, максимум -2 часа. То есть за 19 этапов команды проезжают около 30 часов, но с двухнедельными перерывами, меняют за это время 5 моторов и 4 коробки передач. В Ле-Мане вся дистанция проходится на одной машине, меняются лишь пилоты. Рекордная дистанция была пройдена в 2010 году и составила5410 км, что в 6 раз больше знаменитой гонки «500 миль Индианаполиса» и в 18 раз больше дистанции этапа «Формулы-1».

Гонка неизменно проводится на уникальной трассе «Сарта» во Франции. Ее конфигурация неоднократно менялась, теперь длина составляет13,65 км, часть проходит по дорогам общего пользования. Сейчас в гонке принимают участие более 50 автомобилей и 150 пилотов со всего мира. Особо уникальная черта 24-часовой гонки — четыре класса автомобилей, соревнующихся одновременно. Существует общий зачет и отдельный для каждого класса. Спортивные прототипы Ле-Мана LMP1 и LMP2 различны по скорости, весу и мощности, а помимо них в гонке участвуют еще два класса Gran Turismo, для которых автомобили строятся на базе серийных.

Конечно, прототипы LMP1 имеют сильное преимущество над остальными классами, но были случаи, когда гонщики из младшего класса выигрывали общий зачет благодаря везению и надежности автомобиля. Первоначально старт проходил с места. Машины выстраивались в ряд, а гонщики становились напротив. После команды «старт» бежали к автомобилю, садились и трогались. Согласись, забавное было зрелище.

Но как это сказалось на дизайне руля и кокпита? Радикально! Каждый пилот пытался выиграть сотые доли секунды. Для этого, например, инженеры Porsche разместили запуск двигателя с левой стороны от руля, чтобы гонщик мог одной рукой запустить двигатель, а второй включить передачу. Многие гонщики пристегивали ремни уже после старта или вовсе на первом пит-стопе. По этой причине процедуру старта пришлось изменить: сначала пилоты стартовали с места уже пристегнутыми,  а затем и вовсе ввели старт с ходу, который используется до сих пор.

Лидером по количеству побед в Ле-Мане является Том Кристенсен по прозвищу Мистер Ле-Ман, а лидер среди команд — Joest Racing. Двухтысячные запомнились доминированием автомобилей Audi. Прототип R8 дебютировал в 1999 году и уже в 2000-м одержал свою первую победу. С тех пор машины концерна лишь дважды уступили конкурентам из Bentley и Peugeot. В 2006 году началась новая эпоха. Впервые в гонке одержал победу прототип с дизельным двигателем, и теперь победы достаются исключительно машинам с двигателями на тяжелом топливе. Ле-Ман давно приобрел статус культового мероприятия: фанаты приезжают на автодром и не покидают трибуны на протяжении всей гонки. События, происходящие на трассе, не разложились в основу фильмов, в том числе оскароносной картины 1964 года «Мужчина и женщина» Клода Лелуша.

В июне этого года прошла 82-я гонка, и она обещала острую борьбу между командами Audi Sport Team Joest, Porsche Team и Toyota Racing. Во время квалификации и в начале гонки Toyota  и Porsche выглядели лучше прошлогоднего победителя, но гонка расставила все на свои места: команда Audi сделала победный дубль, доказав тем самым, что в гонках на выносливость важна не только скорость, но и надежность. Все технологии, опробованные в тяжелых гоночных условиях, постепенно переходят на дорожные автомобили. Audi неоднократно применяла технологии из Le Mans на своих дорожных  автомобилях.

Еще один хороший пример — два самых современных гиперкара McLaren PI и Ferrari LaFerrari, получившие гибридные силовые 1 установки, основанные  на принципе работы двигателей «Формулы-1».

 

 

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Карьера. Финансы
  • Мужская карьера

    Молодые неженатые мужчины возраста 20 – 28 лет, считают главным для себя построить карьеру, как можно быстрей. Рядом с ними должна быть красивая женщина, чтобы можно было... 
    Читать полностью

Держи себя в форме
Loading...