«Ладога» показывает нрав!

Объекты и субъекты

«Объективно» рассказать о «Ладоге» невозможно — слишком уж масштабное это событие! Судите сами: в стартовой ведомости марафона числилось более 500 участников (200 единиц техники) со всей России, от Калининграда до Уссурийска и от Петрозаводска до Сочи, а также из Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, Азербайджана, Польши и даже Франции. И у каждого из этих джиперов свой, субъективный взгляд на гонку.

Препятствия на «Ладоге» этого года также делились на объективные и субъективные. Долгое время маршруты ладожских спецучастков оставались практически неизменными, их корректировка от года к году носила скорее косметический характер. От старейшин марафона часто можно было услышать фразы типа: «Разве наши соперники не знают, что после кривой березы нужно уходить налево и объезжать болото по сухому?». Но если ты впервые участвуешь в «Ладоге», то можешь и не знать! В нынешней версии марафона ситуация улучшилась: Командор «Ладоги» и руководитель гонки Юрий Овчинников, а также члены оргкомитета Анатолий Молчанов и Дмитрий Овчинников нашли и добавили в нитку маршрута новые интересные и сложные участки. Но если мелиоративные канавы на «Мегадрайве» или вторая часть «Челленджа» были действительно тяжелыми препятствиями, то возрожденные «Бобры», как в итоге оказалось, представляли сложность больше психологическую, существовавшую скорее в головах участников, чем в объективной реальности!

 

Династии победителей

На «Ладоге» этого года успешно выступили представители прославленных джиперских династий. Категорию Adventure выиграл пилот знаменитого экипажа «Лукошки» (прижившееся в «ладожских» кругах сокращение названия команды компании «Лукойл») Алексей Сергеев, выступавший на сей раз с сыном. Петр Алексеевич еще совсем юн, однако это не помешало ему подобно своему знаменитому тезке проявить характер в болотах под Санкт-Петербургом!

В зачете «ТР2» победителем стал один из сильнейших трофистов Калининграда Сергей Иванович Шихотаров, а в Proto семейный почин поддержал Иван Сергеевич.

Правда, ситуация с Иваном сложилась странная: сначала из-за особенностей каркаса безопасности на его автомобиле экипаж был допущен к гонке условно и проехал половину дистанции в «подвешенном» состоянии, однако затем было принято решение о снятии «условности», и спортсмены официально выиграли свой зачет. Людмила и Сергей Скалецкие выиграли Grand Tourism, а Юлия и Михаил Консовские хоть и стали вторыми в ATV-Open, но завоевали неформальный приз зрительских симпатий в своей категории.

 

Вопросы освещения

К сожалению, на «Ладоге» практически не осталось прессы, ведущей онлайн трансляции с гонки. Впрочем, и общее количество журналистов сократилось изрядно. К концу соревнования участники жаловались, что практически единственным источником оперативной информации о происходящем на трассах стал совместный проект нашего журнала и портала Ex-RoadMedia.ru. Наверное, нам стоит этим гордиться, но, строго говоря, такое большое событие должно иметь более серьезный отклик у СМИ.

 

Вслед за часовой стрелкой

Впервые за 18 лет (а именно столько «изданий» выдержала «Ладога-трофи») рейд не поменял направления своего движения на противоположное относительно предыдущего года. Джиперы вновь из Санкт-Петербурга сначала отправились на Карельский перешеек, а вернулись в город по Мурманскому шоссе. Зато церемония торжественного старта прошла в полном соответствии с традициями рейда: на Исаакиевской площади, в День города, при большом скоплении зрителей и в замечательной атмосфере праздника, смешанной с предстартовой лихорадкой.

Все лагеря марафона были хорошо известны старожилам гонки. Первый из них расположился у поселка Куликово (он получился «бездушным»: традиционный душ с теплой водой на этот раз можно было принимать, начиная со следующего бивуака). Затем три ночи джиперы (из тех, кто возвращался со спецучастков!) провели на берегу озера Сюскюярви, две — в Видлице, а оставшиеся — в Алеховщине.

 

Экология и жизнь

По соображениям экологической безопасности заезд автомобилей в карельские озера и реки был исключен из маршрута рейда, что не могло не сказаться на зрелищности этапов. Причем Министерство природопользования и экологии республики Карелия запретило не только заезжать в воду, но и вообще приближаться к Ладоге. В этом году пришлось отменять не только Пляжную, но даже Дюнную гонку.

У меня нет ни малейшего сомнения, что экология озера находится в плачевном состоянии и нужно срочно исправлять ситуацию. И все-таки, если бы я обладал властью (это к слову, фигура речи, чур меня, чур!), я бы начал с 600 (!) промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сливающих в озеро огромное количество всякой гадости. Из них лишь единицы имеют современные очистные сооружения!

А «Ладога-трофи» не всегда загрязняет озеро, иногда совсем наоборот — делает его чище. Джипер — санитар леса! Силами зачета Grand Tourism в последние годы собирается и вывозится с берегов Ладоги огромное количество чужого мусора. В этом году загрузили целый КАМАЗ!

 

Гастрономическая угроза

Еще одна угроза экосистеме Приладожья возникла откуда не ждали. На знаменитом Неодолимом болоте несколько ночей провели сразу пять французских экипажей. И хотя джиперы клятвенно заверяли, что во время их пребывания в болоте ни одна лягушка не пострадала, кто знает, не поддались ли они соблазну отведать свой любимый деликатес — другой-то еды у них просто не было!

А ведь их предупреждали: не стоит на своей первой «Ладоге» заявляться в спортивные зачеты, тем более в Proto. Но французы — люди гордые, советы принимают неохотно, а уж от иностранцев… Сторговаться удалось на зачете Adventure Open, в котором все пять экипажей в результате и приняли старт. Они совершенно не представляли, как преодолевать сложные болота. Один ездил исключительно в режиме «газ в пол» — мол, чем дальше залетишь, тем меньше «лебедиться».

Другой, намертво застряв в трясине, крепил трос, которым его пытались выдернуть, непосредственно к мосту своего прототипа, и остался не то что без двух ведущих, но и без двух колес вообще. Третий и вовсе умудрился перевернуть машину на ровном месте еще до болота. Спецучасток решили было переименовать в «Бородино», однако французы оказались ребятами боевыми. Выбравшись из болота, они продолжили гонку!

 

Бобрее чем обычно

Возрожденный после нескольких лет отсутствия в программе «Ладоги» спецучасток «Бобры» поверг участников в уныние и чуть не стал причиной саботажа. Нужно оговориться, что раньше этот СУ «работал» для старших зачетов, а в этом году на него были отправлены все, в том числе ТР1 и Adventure. После подъезда «первоклашек» к качественно подготовленному бобрами препятствию и промера штурманами глубины брода (не залить вейдерсы было просто невозможно!) на телефон руководителя гонки стали поступать звонки: «Ехать дальше — безумие»! Спортсмены готовы были коллективно отказаться от форсирования реки, получить незачет данного СУ и остаться «при своих» в общем зачете гонки. Приехавший к тому моменту на место событий «рукогон» отменять спецучасток не стал, мотивируя тем, что неоднократно лично видел, как этот брод преодолевается машинами подготовки ТР1. Поняв, что саботаж не выгорит, спортсмены решились форсировать брод… и максимально аккуратно, не торопясь, переехали на другой берег. Все!

Бобрятник ненадолго задержал всего три машины, две из них выбрались своим ходом, одной помогли лебедкой с берега (вылив воду из распределителя зажигания, эстонцы продолжили гонку).

 

Обратная ситуация

А следующий спецучасток, напротив, оказался сложнее, чем ожидали организаторы. Руководитель гонки оценивал время прохождения СУ «Горы Петсевара» в один, самый максимум — в два часа. Не тут-то было! Лучший результат в спортивном зачете — 4 с половиной часа, в туристическом — на два часа больше. Кстати, «простую» трассу прошли далеко не все стартовавшие. Очевидцы рассказывали, что один из экипажей остановился уже на первом километре дистанции, второй на третьем, и так в прогрессии!

 

По камням в болото

«Моренные озера» в этом году представляли исключительно эстетический интерес, потому как заезд в воду был запрещен. «Старшеклассники» скакали по валунам различных размеров. Каменный триал по разным траекториям и с разной скоростью прошли все автомобилисты, кроме экипажа Grand Cherokee, решившего не убивать машину на камнях и развернувшего автомобиль в сторону старта. На середине опасного участка остановился и экипаж «газика»: расколотыми о камни оказались сразу два колесных диска. Несколько машин опасно кренились, наезжая на большие камни, а «уазик» Владимира Шантурина опасно лег на бок на перегибе крутого склона, однако дальнейшей фатальной перекантовки вниз удалось избежать. Экипаж вернул автомобиль на колеса и продолжил гонку. Тяжело пришлось и квадроциклистам, падавшим без сил после преодоления морены. Однако те, кто, выбравшись из камней, решил, что все самое сложное уже позади, просчитались: впереди их ждало опасное болото, в котором один из прототипов ушел под воду по самую крышу!

 

Добавка

«Оффроудный Мегадрайв» — уникальный спецучасток, «работавший» семнадцать раз за 18-летнюю историю «Ладоги». На этот раз и без того разнообразной трассе «Мегадрайва» был добавлен очень интересный и тяжелый отрезок.

 

Осушенное, покрытое вереском болото метров через 50 пересекалось ирригационными каналами шириной полтора и глубиной два метра. 1/1 если по вереску можно было ехать на 4 передаче, то форсирование водных препятствий давалось непросто. Финишировавшие джиперы искренне благодарили Овчинникова за такую «добавку». По крайней мере, те, кто приехал в числе первых!

Суточный challenge

Маршрут проводимого уже в третий раз марафонского спецучастка Challenge частично совпадает с трассами знаменитого «Вепсского леса» — одного из сложнейших трофи-соревнований в нашей стране. Репутация «Леса» подтвердилась и на сей раз: финишировать в отведенные 24 часа удалось только половине стартовавших. Причем меньшей! Среди опоздавших к старту заключительного СУ были и лидеры нескольких зачетов, потерявшие таким образом шансы на победу. В результате многие победители «Ладоги» определялись по итогам спецучастка «Тикша», стартовавшего сразу после окончания нормы времени этапа Challenge.

Награждение победителей и церемония закрытия «Ладоги» прошли по-спортивному быстро и традиционно завершились танцами и играми на свежем воздухе. Сначала перед собравшимися выступили не излишне одетые танцовщицы, порадовавшие на неделю оторванных от семей джиперов, а также комаров. А завершилось все дискотекой у традиционного для рейда вокруг озера большого «пионерского» костра.

Восемнадцатая «Ладога» стала историей!