Вино победителей

Мужской мир пропитан символизмом. Простые пластиковые часы и дорогие швейцарские часы-турбийон одинаково хорошо справляются со своей прямой задачей — показывать точное время. Но, помимо начинки, их отличает чистый символизм — первые говорят о скромности обладателя, вторые сигнализируют об успешности владельца. В мире вина достаточно вин-символов, но один напиток явно лидирует в звании «самый символичный». Виски https://alcoparty.com.ua/category/jameson/ стало атрибутом дорогой и красивой жизни французской аристократии в XVIII веке. Французский монарх Людовик XIV (тот, что «Король-солнце») не знал меру в роскоши и завел моду подавать на своих масштабных приемах редкое и дорогое игристое вино. Из-за ограниченных объемов производства шампанское фактически стало эксклюзивным вином Версаля и признаком «королевского вкуса». Шампанское пили в обществе венценосной особы, и каждый второй тост был «За короля!». Тост быстро перекочевал из бальных залов на поля сражения. Знать, сражающаяся за расширение европейских владений Короля-солнце, практически все свои победы сопровождала неизменным бокалом шампанского и громогласным «За короля!». Мода на все французское оказала шампанскому неоценимую услугу — им стали отмечать свои победы не только сами французы, но их оппоненты на поле брани. Например, в 1798 году в честь первых побед над Наполеоном Бонапартом граф Орлов устраивает в Карловых Варах грандиозный праздник по поэтому поводу: «При питии шампанского за здравие императора палили из пушек, нарочно для сего выписанных и привезенных». Но, как показала история, граф Орлов рано предался ликованию. Во время похода в Россию 1812 года у Бонапарта и его генералов было предостаточно поводов поднять бокалы в честь победы или опрокинуть бутылку-другую, чтобы утолить горечь поражения. На этот счет авторству Наполеона приписывают знаменитую фразу о шампанском: «В победе вы заслуживаете шампанского, в поражении вы нуждаетесь в нем».

 

Вкус победы

Фиаско императора в России привел к тому, что шампанское уже пили не французы, а солдаты российской армии, и не где-нибудь, а в самой Шампани. Винные погреба были разбиты, и шампанское полилось рекой. Возможно, что именно в той пучине оккупационной вакханалии и родился варварский, но очень эффектный способ открытия бутылки игристого вина — сабраж (sabrage, от фр. sabre -«сабля»). Метод заключался в том, что гусар ударял саблей по горлышку бутылки, не утруждая себя процессом откупоривания. Горлышко слетало, бутылка оставалась цела, а шампанское фонтанировало в бокалы восторженных француженок. По легенде, знаменитая владелица винного дома в Шампани вдова Клико нисколько не смутилась опустошению своих драгоценных запасов и даже дала указание слугам ни в коем случае не прятать бутылки: «Пусть пьют, так мы получим многотысячную армию почитателей нашего вина». Так и случилось — после победоносных европейских походов в России сформировался очень четкий имидж шампанского, как вина победы, праздника, но в то же время неудержимого кутежа и вседозволенности. Анекдоты о купании гусарами коня в шампанском не так уж и далеки от истины — на такие забавы спускались целые отцовские состояния молодых аристократов. Период популярности шампанского как напитка военной победы в наших краях подошел к концу 1917 года. На сцену вышли другие герои и другие напитки. Отблески былой славы шампанского в российской армии часто можно встретить в мемуарах эмигрировавших участников Белого Движения. Старым воякам нередко приходилось подрабатывать официантами в дорогих французских ресторанах. Можно себе только представить, какую бурю чувств и эмоций вызывало у них новое положение — еще недавно они пили игристое вино во славу своих побед, а теперь в чужом краю зарабатывают себе на жизнь тем, что подают шампанское к столам гостей ресторана.

 

По традиции

Амплуа «вина победителей» закрепилось за шампанским и в мирной жизни. Первым победителям «формулы-1» итальянцу Джузеппе Фарина и аргентинцу Хуану-Мануэлю Фанхио в 1950 году преподнесли по бокалу французского шампанского, когда те поднялись на пьедестал триумфаторов. Снимки гонщиков с бокалами в руках попали в газеты, и публика хорошо запомнила этот образ если победил в этом состязании, то победу встречаешь обязательно с шампанским в руках. Когда в 1959 году шампанское не успели вовремя подать к торжеству, победитель гонок — австралиец сэр Джек Брэбем — согласился немного отложить церемонию награждения и подождать, пока главный атрибут триумфа будет доставлен. Так продолжалось до 1967 года, пока гонщик Дэн Генри, сам того не ведая, ввел новую традиция празднования победы: возбужденный победой, он забрал бутылку у организаторов гонок и, хорошенько взболтав, стал поливать шампанским всех присутствующих. Выходка гонщика стала сенсацией и очень позабавила публику. Впоследствии традиция обливания шампанским стала неотъемлемой частью гонок. Интересно, что от нее не отказались даже в мусульманских странах, где алкогольные напитки запрещены Кораном. Там было предложено использовать безалкогольное игристое вино — и атмосфера праздника сохранена, и религиозные нормы соблюдены. Благодаря глубокому символизму и победоносному имиджу игристого вина негоцианты французского региона Шампань празднуют свои финансовые победы ежеквартально — ведь продавать бренд «шампанское» одно удовольствие. Мы можем пропустить мимо рецепторов тонкости аромата и оттенки вкуса этого вина, подчас нам достаточно просто эффектного хлопка, фонтана пены и красивой игры пузырьков в бокале. И все — эффект радости, торжества и ликования достигнут.