Первая украинская пилотажно-демонстрационная группа

«Украинские соколы»

Первая украинская пилотажно-демонстрационная группа появилась   в 1995 году, после того как несколькими годами ранее наши асы познакомились с летчиками из пилотажных групп ВВС США «Буревестники» и ВМС США «Голубые Ангелы». В состав «Соколов» вошли 6 самолетов МиГ-29, а в качестве базы для пилотажной работы назначили летно-испытательный комплекс Государственного авиационного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины в Кировском, под Феодосией. В 1996 году группа начала тренировочные полеты, а 9 мая 1997 года «Украинские Соколы» осуществили дебютное выступление над аэродромом «Чайка» под Киевом. К тому времени в мире существовало всего пять групп, выступающих на боевых, а не на учебно-тренировочных самолетах: американские «Буревестники» и «Голубые Ангелы», а также российские «Русские Витязи», «Стрижи» и «Небесные Гусары». После трагедии, случившейся 27 июля 2002 года в Скнилове, Львовской области, полеты группы были прекращены, а чуть позже группа «Украинские Соколы» расформирована. Следствие признало полковника Владимира Топонаря, пилотировавшего Су-27, который разбился во время авиационного шоу на Скниловском аэродроме, виновным в трагедии и приговорило его к 14 годам лишения свободы.

 

«Русские витязи»

Первой авиационной группой высшего пилотажа, созданной после распада Советского Союза в России, стали «Русские Витязи». Группу сформировали 5 апреля 1991 года на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского авиационного полка 16-й воздушной армии ВВС России. На данный момент группа состоит из пяти истребителей Су-27 УБ, базирующихся на аэродроме Кубинка.

Особенность «Русских Витязей» заключается в том, что они представляют собой единственную пилотажную команду, выполняющую фигуры группового высшего пилотажа на тяжелых истребителях. Ничего подобного нет нигде в мире, и это связано с различием подходов проектирования боевых самолетов. Американцы строят тяжелые истребители (F-22 Raptor), исходя из принципа «first look, first kill» — «первым увидел, первым победил», — который исключает близкий контакт с неприятелем. Соответственно, акцент на маневренность у американцев меньше. Авиаконструкторы из КБ Сухого, напротив, рассчитывают, что даже в эпоху сверхсовременных радарных систем и самонаводящихся ракет, ближний бой с противником будет иметь решающее значение. Начиная с 2004 года авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» выполняют совместные демонстрационные полеты с группой «Стрижи» в составе из девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29). Построившись ромбом, самолеты выполняют полный комплекс фигур высшего пилотажа, что также является уникальным фактом в истории авиации.

 

«Голубые ангелы»

24 апреля 1946 начальник ВМС  США адмирал честер Нимиц издал директиву о создании специальной группы высшего пилотажа с целью повышения морального духа моряков, демонстрации военно-воздушной мощи американского флота, а также для поддержания интереса общественности к морской авиации. Группу назвали «Голубые Ангелы», на сегодняшний день в нее входит двенадцать истребителей-бомбардировщиков FA-18 Hornet с характерной насыщенно-синей с желтыми полосами окраской и один транспортный самолет С-130 Hercules. В персонал входят 16 офицеров-летчиков и 110 человек обслуживающего персонала. «Голубые Ангелы» выступают на военных и гражданских аэродромах и часто непосредственно над крупными городами — такими как Сан-Франциско, Кливленд и Сиэтл. Интересно, что по утверждению самих «Ангелов», при необходимости самолеты группы могут быть подготовлены к участию в боевых действиях в течение 72 часов.

 

«Патруль де франс» (фр. patrouille de france)

Выступления пилотажной группы «Патруль де Франс», должно быть, являются наиболее зрелищными среди всех команд, представленных в данном списке. Все дело в том, что самолеты «Патруль де Франс» летают под музыку различных исполнителей (иногда даже классическую), а также используют генераторы разноцветного дыма. С 1981 года пилоты «Патруль де Франс» используют в представлениях легкие французско-немецкие истребители Dassault-Dornier Alpha Jet. Всего в команде семь таких самолетов, на которых поочередно летают 8-9 летчиков. Обслуживающая команда состоит из 35 человек.

 

«Красные стрелы» (англ. red arrows)

«Красные Стрелы» — главная пилотажная группа Королевских ВВС Великобритании — была создана в конце 1964 года как объединенная группа Королевских ВВС. На сегодня «Стрелы» насчитывают 9 тренировочных самолетов английского производства Hawker Siddeley Hawk. Пилотажная группа базируется на авиабазе Скемптон вблизи Линкольна. К настоящему времени «Красные Стрелы» участвовали в более чем 4000 авиашоу в 50 странах мира.

 

«Буревестники» (англ. thunder-birds)

Наверное, наиболее известная американская пилотажная группа — «Буревестники» — выполняет более восьмидесяти демонстрационных полетов в год. Группа была сформирована 5 мая 1953 года из опытных летчиков авиабазы Льюк в штате Аризона. Позднее эскадрилью переименовали в «Буревестников» и передислоцировали на авиабазу Неллис в штате Невада. За свою бурную историю «Буревестники» перепробовали множество реактивных самолетов — F-84 Thunderjet, F-100 Super Sabre, F-4E Phantom II, T-38 Talon и пр. Сейчас пилоты этой группы используют для полетов 8 F-16 Fighting Falcon. Как и британские «Красные Стрелы», «Буревестники» много гастролируют. За один 2009 год они выступали во многих странах Тихоокеанского региона. Более 1,2 миллиона человек видели выступления группы воочию.

 

«Фречче триколори», или «трехцветные стрелы» (итал. frecce tricolori)

Итальянская пилотажная группа, состоящая из 10 учебных самолетов итальянского производства Aermacchi МВ-339. Группа была основана в 1961 году, в настоящее время базируется на авиабазе Риволто возле Венеции. «Фречче Триколори» обрела печальную известность в результате трагедии во время авиашоу на военной базе Рамштайн, Германия. 28 августа 1988 года во время выступления итальянской пилотажной группы произошло столкновение в воздухе трех самолетов Aermacchi МВ-339. Самолеты, находившиеся над зрителями, рухнули прямо в толпу. В результате 70 человек (включая 3-х пилотов) погибли, еще 345 человек получили ранения различной степени тяжести.