Авторитетный портал о независимом кино Indiewire

КАНН НАШ

Корреспондент разобрался, что значит для украинского кино успех режиссера Мирослава Слабошпицкого на Каннском фестивале, и выяснил, как влияет на решения жюри политическая и социальная конъюнктура

В своей рецензии обозреватель британской The Times честно признался: «Со всеми этими красными дорожками и розовым вином легко забыть, зачем вы на самом деле приехали в Канн».

И тут же продолжил: «Чтобы вернуть вас с небес на землю, необходима такая картина, как украинская драма Племя. Она отсылает к истинному смыслу фестиваля — открыть для себя самые интересные, смелые, по-настоящему выдающиеся фильмы, сделанные по всему миру».

Авторитетный портал о независимом кино Indiewire просто и без затей назвал ленту Мирослава Слабопшицкого «беспрецедентным кинематографическим достижением». Можно добавить: это беспрецедентное достижение всего отечественного кино.

Украинский фильм впервые в истории принимал участие в Неделе критики — престижнейшей секции Каннского фестиваля, в программу которой берут только первые или вторые полнометражные работы молодых режиссеров.

В свое время в ней участвовали Бернардо Бертолуччи, Отар Иоселиани, Гильермо дель Торо, Лео Каракс, Вонг Карвай, Алехандро ГЬнсалес Иньярриту, Гаспар Ноэ, Франсуа Озон.

У Недели есть четыре официальные награды, и сразу три из них достались Слабошпицкому: приз Gan Foundation в размере 20 тыс. евро, предназначенных для дистрибьюции фильма во Франции, премия Revelation, вручаемая жюри молодых кинокритиков, и, наконец, Гран-при.

«Эта победа стала доказательством киносостоятельности Украины», — говорит кинокритик, глава киноредакции канала 1+1 Андрей Алферов.

Да, ранее украинские режиссеры, и Слабошпицкий в том числе, получали престижные награды за короткометражки. Но, по мнению Алферова, короткий метр — всего лишь заявка, которую потом нужно подтвердить.

«Украина показала: вот, есть кино! Отлично с режиссированное, снимающее шкуру со стереотипа о глухонемых как о милых безобидных людях, — рассказывает эксперт. — Племя демонстрирует чудовищный механизм этого закрытого мира, где есть своя иерархия, свои бандитские законы, свои вышибалы, проститутки, дилеры. Это все кошмарно выглядит. И вместе с тем является прекрасной метафорой современного общества — бесчувственного, безмолвного, где, мягко говоря, очень нехорошие поступки являются главным языком общения между людьми».

Как признался Корреспонденту сам Слабошпицкий, он еще не до конца осознал собственный успех. Впрочем, он не единственный из съемочной команды, для кого победа стала как большой радостью, так и огромным стрессом.

Сыгравшая в картине 21-летняя глухая белоруска Яна Новикова уже получила приглашения представлять фильм в Париже, Москве, Токио. Кстати, Племя — первый в мире полнометражный фильм, снятый на языке жестов с глухонемыми непрофессиональными актерами.

«За третьей наградой мы с Яной [Новиковой] поднялись на сцену вдвоем, — вспоминает Слабошпицкий. — Она не выдержала, расплакалась у меня на плече — так трогательно! Я взял ее на руки и понес на фотоколл — боялся, как бы не упали, но в ней всего-то48 кг. А еще она просто обалдела, когда впервые в жизни у нее на улице взяли автограф».

Уже есть договоренности о прокате Племени во Франции, Японии, Нидерландах и Дании. Также ведутся переговоры с дистрибьюторами США, Великобритании и Гонконга. А в украинских кинотеатрах показ стартует 11 сентября.

Майдан на экспорт

Еще одним громким украинским фильмом стал Майдан Сергея Лозницы. Как рассказал Корреспонденту руководитель Украинского павильона в Канне, гендиректор кинофестиваля Молодость Андрей Халпахчи, ради пресс-конференции Майдана террасу павильона пришлось расширить в три раза — так много было желающих.

‘Талантливый документалист, Лозница ставил свою камеру в самом сердце толпы. Картина пестрит длинными кадрами, создавая эффект присутствия в гуще событий. Зацепили зрителей и журналистов, помимо прочего, начало и конец ленты. Ее открывает гимн Украины, а завершает песня Пливе кача», — говорит Халпахчи.

В Майдане режиссер сознательно отказался от индивидуальных героев: там нет ни одного интервью или прямой речи кого-либо из участников событий.

«Это фильм о народе, который впервые, может быть, почувствовал, что у него есть сила, что у него есть страна, что у него есть воля. Именно народ является главным героем картины», — анализирует арт-директор Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ) Алик Шпилщк.

Шпилюк сообщил Корреспонденту, что Лозница войдет в состав международного жюри пятого, юбилейного ОМКФ, который пройдет с 11 по 19 июля. А его работа будет показана в рамках новой специальной программы Путь к свободе. Также на предстоящем киносмотре стоит ожидать нескольких знаковых фильмов Канна-2014, но каких именно, пока не оглашается.

В нынешнем году в Украинском павильоне также представили национальный конкурс МКФ Молодость, украинских участников Short Film Corner (каннской программы короткометражек), анимационные ленты для детей и актуальные документальные проекты- в частности цикл объединения Вавилон’ 13 и студенческий альманах Черная книга Майдана, на показах которых многие зрители не могли сдержать слез.

Что касается основного конкурса, то высшую награду, Золотую ветвь, завоевала лента Зимняя спячки Нури Бильге Джейлана о буднях семейной пары, живущей в турецкой глубинке. А второй по престижу Гран-при достался Алисе Рорвахер за картину об эксцентричной итальянской семье Чудеса.

Впрочем, эти решения каннского жюри многим показались спорными. Говорят, что Джейлана уважили «по выслуге лет»: на его счету уже была премия за лучшую режиссуру и Гран-при — самое время для Золотой ветви.

Вероятно, роль сыграл и тот факт, что в 2014 году исполняется 100 лет турецкому кино. А недавние трагические события в Турции приковали мировое внимание к этой стране: определенная политическая и социальная конъюнктура на фестивалях такого уровня всегда оказывает влияние.

В успехе Чудес, вероятно, значительный вес имеет тендерный фактор: есть мнение, что главе каннского жюри, режиссеру Джейн ГСэмпион, очень хотелось отметить большое «женское» кино.

«С моей точки зрения, незаслуженно обошли вниманием Левиафана Андрея Звягинцева: приз за лучший сценарий — для него это мало», — отмечает Шпилюк.

Было ли это политическим решением?

«Не думаю, — полагает Алферов. — Политическое решение — это если бы Звягинцеву не дали ничего. А тут совсем наоборот. Он снял не то чтобы антирусский — скорее антикремлевский, антигосударственный фильм, обличающий держащийся на лжи дуэт церкви и власти: кино о ширме для прикрытия беззакония — тотального и махрового».

А вот увидят ли Левиафана на родине — большой вопрос: с 1 июля в РФ вступает в силу закон, согласно которому в произведениях искусства запрещается использовать нецензурную лексику, а также нельзя выдавать прокатные удостоверения фильмам с «нехорошими» словами — и Левиафан под эту категорию попадает.

Еще один престижный приз Канна — Золотая камера, которую вручают за лучший полнометражный дебют. В этом году она досталась режиссерам Мари Ама-шукель, Клэр Бюржэ и Самуэлю Теису за картину Тусовщица, хотя прочили эту награду все тому же Слабошпицкому.

Многие считают, что ленту отметили для того, чтобы поддержать молодое французское кино: на фестивале фильмам этой страны практически не досталось призов, да и к тому же председателем жюри данной программы была француженка Николь Гарсия.

«Мое ощущение — фильм Мирослава Слабошпицкого на голову выше. Но жюри есть жюри», — резюмирует Шпилюк.

Кстати, по его словам, очень популярной шуткой среди представителей постсоветских делегаций в Канне была следующая: оптимальное с политической точки зрения решение — дать Золотую пальмовую ветвь Звягинцеву, а Золотую камеру — Слабошпицкому. Но тут уже сложилось как сложилось.