Теория струн Джека Уайта

За последи несколько лет Джек Уайт успел переехать из Детройта в Нашвилл, распустить The White Stripes, записать песню для одной из серий бондианы и основать не только пару превосходных супергрупп, но и собственную фирму грамзаписи Third Man Records, выпустившую уже без малого три сотни цветастых виниловых пластинок. Ну и где-то между делом стать одной из трех звезд документального фильма о рок-гитаре «Приготовьтесь, будет громко» (еще две — Джимми Пейдж и Эдж из U2), записав для него свой дебютный сольный сингл. Последовавший затем альбом Blunderbuss удостоился в числе прочего пяти номинаций «Грэмми» — и окончательно убедил в том, что старорежимные блюзы и мажорный рок-н-ролл Уайта одинаково хороши под любой вывеской.

Чарльз Кросс, автор двух наиболее известных биографий Курта Кобейна, предположил, что, доживи Курт до дня сегодняшнего, он бы, скорее всего, «записывал странные пластинки, которые потом выпускал бы на виниле Джек Уайт». Мало того что это очень правдоподобный сценарий, так он еще и проводит параллель между музыкантами, с разницей в десять лет спасавшим и гитарную музыку: Кобейн — от коммерческого глэм-металла, Уайт — от тотальной неуместности рока в эпоху господства Radiohead. И тот и другой вернули рок-музыке культурную релевантность, став ее более-менее официальными послами, — стой лишь разницей, что у Курта это вышло невольно, а вот Джек на свой нынешний статус напрашивался умышленно, упрямо и успешнее, чем кто-либо еще.

На очереди у Джека пластинка Lazaretto, де-люкс-издание которой Third Man Records первым делом разошлет подписчикам своего рекорд-клуба, чьи коллекции уже украшают архивные записи Вилли Нельсона, Ванды Джексон, Марка Ланегана и The Melvins. Действительно, в общем, есть подозрение, что дом, который построил Джек, сорокасемилетнему Кобейну приглянулся бы больше любого другого.